Иезекииля Видение

175

Насыщенная мистической символикой картина явления бога иудейскому пророку Иезекиилю, открывающая одноимённую книгу в составе пророческих книг Библии. Книга была составлена Иезекиилем во время т. Н. Вавилонского плена, после того как Иудейское царство было в 587 до н. Э. Завоёвано вавилонским царём Навуходоносором II и многие иудеи уведены в плен. Рассказывается, что видение было пророку, когда он находился «среди переселенцев при реке Ховаре» (Иезек. 1, 1), оно сопровождалось всевозможными природными потрясениями. «бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (1, 4). Среди этого огня Иезекиилю явились четыре таинственных животных, каждое из которых имело четыре лица - человека, льва, тельца и орла, и четыре крыла, два из которых покрывали их тела и руки, два же других, скрещиваясь, скрывали от взора нечто, что они одновременно защищали и несли и откуда исходил огонь и сияние молнии.

Животные двигались с быстротой молнии, «каждое по направлению лица своего», никогда во время своего шествия не оборачиваясь. Возле каждого из них пророк увидел колёса с «высокими и страшными» ободьями, полными глаз, устроенные как «колесо в колесе» и двигающиеся вместе с животными во все стороны. Над головами животных было «подобие свода, как вид изумительного кристалла», откуда раздавался голос. Над сводом было подобие престола, на котором пророк узрел сияющее радужным огнём подобие человека. «Такое было видение подобия славы господней»,- заключает Иезекииль, после чего он «пал на лицо своё и услышал глас глаголющего», призывавший его на пророческое служение (2, 1-5). Подобные примеры призвания пророка в видении теофании (богоявления) встречаются в Библии несколько раз (напр., 3 Царств 22, 19.

Ис. 6, 1-9), однако И. В. Отличается от всех прочих нагнетанием крайне экзотических символов, признававшихся в иудаистической традиции столь таинственными, что Талмуд воспретил их публичное истолкование. Видение составлено конгломератом традиционных в своей основе символов «богоявления», преобразованных, однако, Иезекиилем как под влиянием восточных мифологических представлений, так и в соответствии с самим содержанием своих пророчеств. Предшествующие богоявлению бурный ветер, огонь, сияние - широко представленные в разнообразных мифологиях признаки манифестации в мире божества (в пределах Библии - явление бога Моисею в горящем кусте - Исх. 3, 2-4, и на горе Синай - Исх. 19, 16-18. 24, 16-17, или ответ бога Иову «из бури» - Иов, 38, 1).

Применяется характерная символика чисел (повторяющийся мотив числа четыре как «числа мира», противопоставляемое «божественному» числу три, см. Числа) и другие символы («многоочистость» как выражение всеведения. Символика «четырёх ликов», традиционно истолковывающихся как величественные атрибуты животных-царей. Лев - сила, орёл - небесное парение, к которым добавлена разумность человека и жертвенность тельца, и др.). Особое значение имеет насыщенный символикой образ таинственных «многоочитьгх» колёс (офаним. В позднейших традициях превращаются в особый разряд ангелов), а также крыльев и ног животных, позднее (Иезек. 10) отождествляемых пророком с херувимами. Уникальное для Библии изображение в этом видении херувимов оформилось во всей своей необычности под воздействием комбинированных образов ассиро-вавилонских антропоморфно-зооморфных мифологических образов, сочетающих черты тех же животных, что и в И.

В. (всевозможные крылатые быки, львы с человеческими головами и т. П.). Широко распространённые мифологические представления о подобных существах (ср. Также Сфинкс) наделяют их теми же, что и у херувимов в И. В., функциями - охранительной (как у ассиро-вавилонских статуй, устанавливавшихся при храмовых и дворцовых входах, или у греч. Грифонов) либо функцией «носителя божества», как у индийского Гаруды - «светлосияющей» птицы, служащей конём Вишну. Близкое к И. В. Изображение имеется на одном ассирийском цилиндре, где видны плывущие на корабле, состоящем из человеческих фигур, крылатые быки, которые несут на своих плечах свод с седалищем бородатого бога, увенчанного тиарой и со скипетром в руках.Символика И. В. Лежит у истоков иудео-христианской ангелологии и апокалиптики.

Апокалиптическая литература с её установкой сопровождать откровение чем-то таинственным, страшным, непознаваемым, охотно культивирует образы фантастических зверей, сочетающих свойства птиц, людей и животных (ср. Дан. 7, 1-12, апокрифическую «Книгу Еноха», 85-90 и особенно Апок. 4, где также широко представлена символика фантастических животных). Последующая христианская традиция видела в четырёх животных И. В. Символику четырёх евангелистов (имеющих как бы по четыре лица, так как каждому предназначено идти в целый мир. Смотрящих друг на друга, так как каждый согласен с прочими. Имеющих как бы крылья, так как расходятся по разным странам со скоростью полёта, и т. Д.). Из других позднейших истолкований символики И.

В.- астрологическое, видевшее в нём символ небесного свода со знаками зодиака, представленными четырьмя животными, звёздами - очами и ходящим по нему огнём - солнцем. Книга Иезекииля содержит и другие «видения», связанные с общей концепцией автора - идеей кары, постигшей «народ Яхве» как наказание за вероотступничество, за идолопоклонство, и последующего восстановления Иерусалима, но уже как теократического государства с центром в новом иерусалимском храме (видение поля с иссохшими костями, восстающими к новой жизни, видение нового храма и т. Д.).Лит. Скабалланович М., Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения, Мариуполь, 1904. Bertholet A., Gаllig K., Hesekiel, Tübingen, 1936 (Handbuch zum Alten Testament, Reihe 1, Abt.

13, Lfg 6). Fohrer G„ Die Hauptprobleme des Buches Ezechiel, В., 1952. May Н. G., The book of Ezekiel, в сб. The interpreter's Bible, v. В [Nashville], 1956.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Идунн

(др.-исл. Iδunn, возможно, «обновляющая»), в скандинавской мифологии богиня, обладательница чудесных золотых «молодильных» яблок, благодаря которым боги сохраняют вечную молодость. И. - жена бога-скальда Браги. В «Младшей Эдде» рассказывается миф о похищении великаном Тьяцции И. И её золотых яблок и о последующем её спасении. И похищение И., и её возвращение к богам происходит благодаря Локи (изложение мифа см. В ст. Локи). Своеобразной параллелью к этому мифу является рассказ о добывании Одином..

Иегова

См. Яхве(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Иераконполь

(Гиераконполь)один из древнейших городов Египта, центр культа божества Гора (Сокола). В энеолитическом периоде на месте Иераконполе находилось поселение и могильник. В погребении середины 4-го тысячелетия до н.э. Обнаружена древнейшая из египетских настенных росписей, изображавших лодки, сцены охоты и войны, по стилю близкая к росписям сосудов времени герзейской культуры. В Иераконполе был открыт храм I египетской династии (конца 4-го тысячелетия до н.э.), в котором хранились замечательные памят..

Иерархия

Деление на высшие и низшие должности и чины, порядок подчинения низших по должности и чин лиц высшим. Первоначально иерархия сложилась в период рабовладельческого общества (Египет, Вавилон, Византия).В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 1(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Дополнительный поиск Иезекииля Видение Иезекииля Видение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иезекииля Видение" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иезекииля Видение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 17 символа