Иисус Навин

218

(евр. Jehošua, «бог [Яхве]-помощь», предполагается тождество имени Иисус с именем Jašuia, известным по дипломатической переписке из египетского архива Эль-Амарны 14 в. До н. Э. Nun - патронимическая форма от имени отца Иисуса), в ветхозаветной традиции помощник и преемник Моисея, руководивший завоеваниями Ханаана Израилем. Главный персонаж книги Иисуса Навина. Происходил из колена Ефрема и первоначально носил имя Осия (евр. Hošua, форма, без имени Яхве вначале соответствующая имени jehošua). Сначала И. Н. Описывается как «юноша - помощник высшего ранга» (евр. Na'ar, сравни угаритское n'r, служитель высшего ранга), «служитель» (mesãret) Моисея (Исх. 24, 13. Чис. 11, 28). Руководимые И. Н. Израильтяне, вышедшие из пустыни Син, побеждают амаликитян в Рефидиме (при покровительстве Моисея, держащего в руках жезл Яхве.

Положение жезла в конечном счёте и предрешает исход битвы. Исх. 17, 8-13). Моисей называет Осию, сына Навина, Иисусом (Чис. 13, 17) и посылает вместе с другими мужами (всего двенадцать человек по числу колен Израиля, см. Двенадцать сыновей Иакова) осмотреть землю Ханаанскую. После осмотра только И. Н. И Халев, сын Иефонниин, говорят Моисею, что земля очень хороша, за что все остальные хотят побить их камнями. Однако Яхве осуждает всех, кроме И. Н. И Халева, на странствование и смерть в пустыне (14). По повелению Яхве Моисей ставит И. Н. «пред Елеазаром священником и пред всем обществом» (27, 19). После смерти Моисея Яхве внушает И. Н., чтобы он стал твёрд и мужествен, хранил и исполнял закон Моисея (Нав. 1, 1-9). Под водительством И.

Н. Израильтяне приходят к берегам Иордана. Яхве сообщает И. Н., что начнёт прославлять его, как прежде прославлял Моисея. Первым знамением покровительства И. Н. Со стороны Яхве становится переход через Иордан. Когда священники, несущие ковчег завета, входят в реку, вода в ней останавливается и весь народ переходит на другой берег. После этого И. Н. Изготовляет острые ножи и обрезает сынов Израиля, родившихся в пустыне на пути из Египта. С выходом израильтян из пустыни перестаёт падать с неба манна, и они начинают питаться плодами земли ханаанской. По слову Яхве И. Н. Велит семи священникам нести семь труб перед ковчегом завета, обходя Иерихон в течение семи дней осады города. На седьмой день Иисус говорит народу, что Яхве передал город сынам израилевым, и «как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом, и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания» (6, 19).

Всё, что было в городе,- «и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом» (6, 20), пощадив только семью блудницы, которая укрыла лазутчиков, посланных И. Н. В Иерихон перед началом осады. Все сокровища города помещаются в святилище, и израильтянам предписывается остеречься брать из заклятого. Когда израильтяне терпят поражение от жителей Гая, И. Н. Разрывает на себе одежды, падает ниц перед ковчегом завета и лежит до самого вечера, пока Яхве не открывает ему, что Израиль согрешил. И. Н. Изобличает ослушника, которым оказывается Ахан, взявший из заклятого прекрасную одежду, серебро и золото. После того как Ахан признаётся в своём преступлении, его вместе с семьёй побивают камнями и сжигают огнём в долине Ахор, сохранившей это название и позже (один из характерных для первых глав книги И.

Н. Образец этиологического предания, объясняющего происхождение места и его названия). По слову Яхве И. Н. Посылает ночью войско к Гаю, устраивает засаду, окружает город и, выманив войско за городские пределы, истребляет всё население, а царя Гая вешает на дереве. На горе Гевал И. Н. Устраивает жертвенник, выбивает на камне список с закона Моисеева и читает его текст перед собранием Израиля (главы 7-8). Племя евеев И. Н. Наказывает, повелев им рубить дрова и черпать воду для жертвенника Яхве, что они продолжали делать и в последующие времена (другой образец этиологического предания). Пять аморейских царей, которые выступили против Гаваона, заключившего мир с И. Н., Яхве предаёт в руки И. Н. И бросает на них с неба камни.

По молитве И. Н., воззвавшего к Яхве, на время битвы останавливаются луна и солнце. Деятельности И. Н. Приписывается завоевание всех главных городов Ханаана в результате войн с народами, часть которых (хетты и др.), по историческим данным, в это время не жила в Ханаане. Разделив ханаанейскую землю (19, 49-50), И. Н. Умирает в возрасте 110 лет. Его хоронят на горе Ефремовой.Вопреки иудаистической и христианской традициям, приписывавшим составление книги И. Н. Её герою, в 1-й половине 20 в. Ряд учёных (Альт и другие) высказали мнение, что первые главы книги представляют собой собрание разнородных этиологических преданий, связанных с именем И. Н. Значительно позднее (ок. 8-6 вв. До н. Э.). При этом обращалось внимание на то, что проникновение израильских племён в Ханаан могло происходить мирным путём, а не в результате кровавых войн и завоеваний, приписываемых И.

Н. Однако в последние десятилетия (начиная с исследований Олбрайта) удельный вес этиологических легенд в книге И. Н. Признаётся менее значительным. Указывается, что во 2-й половине 13 в. До н. Э. (в период, к которому может быть отнесён реальный конец исхода), по археологическим данным, многие ханаанские города были насильственно разрушены. Поэтому часть книги может по содержанию (а по мнению ряда исследователей, и по форме, поскольку некоторые её части представляют собой запись древних эпических песен) оказаться более близкой ко времени лежащих в её основе исторических событий (завоевание Ханаана теми коленами Израиля, которые пришли из Египта). В этом случае составление древнейших частей книги относят ко времени ок.

900 до н. Э. (что на три века позднее лежащих в её основе реальных событий). Вопрос о соотношении мифопоэтических элементов (чудо с расступившейся водой Иордана, каменный град, обрушившийся с неба, обвалившаяся от звука труб стена Иерихона, остановившиеся луна и солнце и т. П.) и элементов, имеющих историческую основу (хотя в дальнейшем и существенно преобразованную в процессе циклизации этиологических преданий), остаётся дискуссионным. В личности самого И. Н. С его способностью подчинить свои действия и действия всего руководимого им народа голосу бога, через него говорившего, усматривают историко-психологическую реальность, характерную для эпохи становления личного сознания.Лит. Аlbright W., From the stone age to Christianity, N.

Y., 1957. Моwinсkel S., Tetrateuch, Pentateuch, Hexateuch. Die Berichte über die Landnahme in den drei altisraelitischen Geschichtswerken, «Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft», 1964, Beiheft 90. Rоwleу Н. Н., From Joseph to Joshua, L., 1950.В. В. Иванов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Иисус Навин

согласно библейским преданиям, слуга и сподвижник Моисея (См. Моисей). Книга И. Н. Является шестой в каноне Ветхого завета и многими исследователями по стилистическим признакам объединяется с предшествующими пятью книгами в Шестикнижие. Дошедшая до нас редакция книги И. Н. Датируется приблизительно 5 в. До н. Э. ..

Иисус Навин

ИИСУС НАВИН - в Библии слуга и сподвижник Моисея.. ..

Иисус Навин

В Библии слуга и сподвижник Моисея.. ..

Иисус Навин

- в Ветхом Завете помощник и преемник Моисея, руководивший завоеванием Ханаана израильскими племенами, а также возглавлявший израильтян в сражении с амаликитянами в Рефидиме. Он сочетал качества полководца и пророка. Именно Иисусу Навину приписывается завоевание всех главных городов Ханаана, в том числе Иерихона. Умирает он в возрасте 110 лет. Его хоронят на горе Ефремовой. Иисус Навин - главный персонаж книги Иисуса Навина в Ветхом Завете. Авторство Иисуса Навина этой книги вызывает сомнения ря..

Иисус Навин

Согласно библейским легендам (Книга И. Н.), вождь кочевых евр. Племен, к-рые в 13 в. До н. Э. Завоевали большинство хананейских гос-в в Палестине.Лит. Дьяконов И. М., Амореи..., "ВДИ", 1939, No 4 (9). Rowley H. Н., From Joseph to Joshua..., L., 1950.. ..

Иисус Навин

Иисус Навин (евр. Йехошуа Бин-Нун). 1) сын Навина из колена Ефрема. Вместо прежнего имени - Осия Моисей дал ему имя Иисус (Чис 13:9,17). Во время странствования по пустыне Моисей поручил И.Н., к-рый был еще юношей (Исх 33:11), командование войском во время сражения с амаликитянами. Иисус разбил врагов, причем Моисей во время битвы, поддерживаемый Аароном и Ором, молил Бога о победе с жезлом Божьим в руке (Исх 17:8-16). В ст. 14 рассказывается о том, что И.Н. Должен будет сделать в будущем. В Ис..

Израил

Азраил ('izrâ'îl), в мусульманской мифологии ангел смерти, один из четырёх главных ангелов (наряду с Джибрилом, Микалом и Исрафилом). Коран упоминает безымянных ангелов смерти, называя их «вырывающими с силой, извлекающими стремительно, плавающими плавно, опережающими быстро и распространяющими приказ» (79:1-5. 32:11).Согласно преданию, И. Был первоначально обычным ангелом, но проявил твёрдость, сумев вырвать из сопротивлявшейся земли глину для создания Адама, за что был сделан главенствующим на..

Израиль

(евр. Ji'œrâ'çl, от семитского имени, известного как личное имя в форме jsril в текстах второй половины 2-го тыс. До н. Э. Из Угарита и в форме Is-ra-il в ханаанейских текстах середины 3-го тыс. До н. Э. Из Эблы. Толкование вызывает споры, возможно, от šrj, šr' «господствовать», «бог да господствует», или от srh, «пребывать», «удерживаться»), в ветхозаветном предании имя, которое получил Иаков после того, как он боролся с богом (Быт. 32, 28). В другом варианте рассказа бог, явившийся Иакову посл..

Иисус Христос

(греч.Ίησους Χριστός), в христианской религиозно-мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы - как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретность конечной человеческой природы - как иудей, выступивший с проповедью в Галилее (Северная Палестина) и распятый около 30 н. Э. На кресте. «Иисус» - греч. Передача еврейского личного имени Йешу(а) [ješu(a'), исходная форма - Йегошуа, Jehošua', «бог помощь, спасение», ..

Икар

(Icarus, Ιχαρος). См. Дедал.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Иисус Навин Иисус Навин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иисус Навин" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иисус Навин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 11 символа