Кёр-оглы
Кёр-оглу, Гёр-оглы, Гор-оглы, Гуругли, Гургули, в мифологиях азербайджанцев, турок, туркмен, узбеков, казахов, каракалпаков, таджиков, среднеазиатских арабов, грузин, армян, курдов герой-воин, поэт, певец и музыкант. К.-о. - центральный персонаж одноимённого эпоса, основное содержание которого - борьба К.-о. И его дружины против угнетателей. По туркменской, узбекской и таджикской версиям, мать К.-о. Умирает, будучи беременной, и он рождается в могиле (одно из объяснений его имени - «сын могилы»). Отца (в туркменских вариантах - деда) К.-о. Ослепляет хан (отсюда другое объяснение его имени - «сын слепого»), и герой растёт, мечтая отомстить ему. К.-о. Наделён необычайной силой, ему покровительствуют пророк Хизр, святые чильтаны.
Юношей он становится обладателем чудодейственного оружия, причём, согласно некоторым вариантам эпоса, эрены, духи-покровители, даруют ему меч, выкованный из небесного металла. Слепой отец (дед) взрастил для К.-о. Крылатого коня Гыр-ата (Кыр-ата), наделённого многими чудесными свойствами. Возмужав, К.-о. Убивает обидчика-хана и строит в горах неприступную крепость, убежище обездоленных, Чандыбиль (Чамбиль, Ченли-бель, Шимли-биль, Чамбули Мастон), где живёт со своей дружиной, не покоряясь правителям. К числу распространённых сказаний о К.-о. Относятся также истории похищения врагами К.-о. Коня Гыр-ата и его вызволения героем, добывания К.-о. Жён для себя и своей дружины. В туркменской версии эпоса К.-о. Женится на мудрой пери Ага-Юнус, советами которой всегда руководствуется.
В узбекских дастанах у него три жены-пари. Юнис, Мискал и Гюльнар. Будучи бездетным, К.-о. Похищает и усыновляет юношу Овеза (Аваза, Эйваза, Ховеза), который вскоре занимает одно из первых мест в дружине К.-о. В узбекском и туркменском вариантах эпоса присутствует и второй приёмный сын К.-о. - Хасан.Сказания о смерти К.-о. Мало распространены. По одному из вариантов, К.-о., уже старик, отправляется паломником в Мекку и в пути погибает в бою с враждебными ханами. По другому,- К.-о. Вообще не умирает, а в возрасте 120 лет удаляется в горную пещеру. Известна версия, согласно которой К.-о. Перед смертью путешествует в подземный мир.Специфика ряда сказаний о К.-о. Позволяет предположить, что одним из их источников послужили шаманские мифы.
Можно предполагать, что образ эпического К.-о. Отразил черты реального исторического лица, каким представляют К.-о. Некоторые документы 16-17 вв.На сюжет сказаний о К.-о. - опера «Кёр-оглы» советского композитора У. Гаджибекова (1937. Либретто М. Ордубады и Г. Исмаилова).Лит. Жирмунский В. М., Зарифов X. Т., Узбекский народный героический эпос, М., 1947. Каррыев Б. А., Эпические сказания о Кёр-оглы у тюркоязычных народов, М., 1968.В. Н. Басилов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Кёр-оглы
На нашем сайте Вы найдете значение "Кёр-оглы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кёр-оглы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа