Кёр-оглы

186

Кёр-оглу, Гёр-оглы, Гор-оглы, Гуругли, Гургули, в мифологиях азербайджанцев, турок, туркмен, узбеков, казахов, каракалпаков, таджиков, среднеазиатских арабов, грузин, армян, курдов герой-воин, поэт, певец и музыкант. К.-о. - центральный персонаж одноимённого эпоса, основное содержание которого - борьба К.-о. И его дружины против угнетателей. По туркменской, узбекской и таджикской версиям, мать К.-о. Умирает, будучи беременной, и он рождается в могиле (одно из объяснений его имени - «сын могилы»). Отца (в туркменских вариантах - деда) К.-о. Ослепляет хан (отсюда другое объяснение его имени - «сын слепого»), и герой растёт, мечтая отомстить ему. К.-о. Наделён необычайной силой, ему покровительствуют пророк Хизр, святые чильтаны.

Юношей он становится обладателем чудодейственного оружия, причём, согласно некоторым вариантам эпоса, эрены, духи-покровители, даруют ему меч, выкованный из небесного металла. Слепой отец (дед) взрастил для К.-о. Крылатого коня Гыр-ата (Кыр-ата), наделённого многими чудесными свойствами. Возмужав, К.-о. Убивает обидчика-хана и строит в горах неприступную крепость, убежище обездоленных, Чандыбиль (Чамбиль, Ченли-бель, Шимли-биль, Чамбули Мастон), где живёт со своей дружиной, не покоряясь правителям. К числу распространённых сказаний о К.-о. Относятся также истории похищения врагами К.-о. Коня Гыр-ата и его вызволения героем, добывания К.-о. Жён для себя и своей дружины. В туркменской версии эпоса К.-о. Женится на мудрой пери Ага-Юнус, советами которой всегда руководствуется.

В узбекских дастанах у него три жены-пари. Юнис, Мискал и Гюльнар. Будучи бездетным, К.-о. Похищает и усыновляет юношу Овеза (Аваза, Эйваза, Ховеза), который вскоре занимает одно из первых мест в дружине К.-о. В узбекском и туркменском вариантах эпоса присутствует и второй приёмный сын К.-о. - Хасан.Сказания о смерти К.-о. Мало распространены. По одному из вариантов, К.-о., уже старик, отправляется паломником в Мекку и в пути погибает в бою с враждебными ханами. По другому,- К.-о. Вообще не умирает, а в возрасте 120 лет удаляется в горную пещеру. Известна версия, согласно которой К.-о. Перед смертью путешествует в подземный мир.Специфика ряда сказаний о К.-о. Позволяет предположить, что одним из их источников послужили шаманские мифы.

Можно предполагать, что образ эпического К.-о. Отразил черты реального исторического лица, каким представляют К.-о. Некоторые документы 16-17 вв.На сюжет сказаний о К.-о. - опера «Кёр-оглы» советского композитора У. Гаджибекова (1937. Либретто М. Ордубады и Г. Исмаилова).Лит. Жирмунский В. М., Зарифов X. Т., Узбекский народный героический эпос, М., 1947. Каррыев Б. А., Эпические сказания о Кёр-оглы у тюркоязычных народов, М., 1968.В. Н. Басилов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Кёр-оглы

(«Кёр-оглы́»,) «Кёроглу», фольклорно-эпический памятник, распространённый на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Сложился около 17 в. Версии «К.-о.» Условно можно разделить на две группы. Западную (армянская, грузинская, курдская, азербайджанская, турецкая версии, восходящие к азербайджанскому эпосу «К.-о.») и восточную (туркменский «Гёроглы», узбекский и казахский «Гороглы», таджикский «Гуругли», или «Гургули»). Во всех западных версиях герой — народный мститель и поэт-импровизатор, цель жизни ко..

Кер-оглы

"КЕР-ОГЛЫ" - героический эпос народов Ближнего Востока и Ср. Азии. В основе сюжета - подвиги богатыря, борца за народное счастье и справедливость Кер-оглы (Сын слепого - по западным версиям) или Героглы (Сын могилы - по среднеазиатским версиям). Сложился ок. 17 в.. ..

Кентавры

(Centauri, Κένταυροι), т. Е. “охотники на буйволов”. Фантастический народ, живший в Фессалии, полубоги и полулошади. Они были побеждены лапифами на свадьбе Пирифоя и изгнаны из своей страны. Самым замечательным кентавром считался Хирон. Вследствие страсти кентавров к вину, их включали в свиту Диониса.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Кепенопфу

(букв. «дух-мать»), в мифологии ангами нага (тибето-бирманская группа) на северо-востоке Индии высшее божество, благожелательное к людям. К. Живёт на небе в райской стране, куда отправляются души умерших. Когда подчинённые ей духи убивают быка-митхана, которым на небе представлен каждый живущий на земле человек, этот человек умирает. Души поднимаются в небо к К. По невидимой лестнице в высоких горах.я. Ч.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Кербер

Цербер (Κέρβερος), в греческой мифологии пёс, страж аида (Hes. Theog. 769-774), чудовище с тремя головами, туловищем, усеянным головами змей, и змеиным хвостом. К.- порождение Эхидны и Тифом. Наряду с лернейской гидрой и немейским львом он относится к самому ужасному потомству Эхидны (306-313). В образе К. Ярко выраженный тератоморфизм, против которого борется героическая мифология. Геракл связал и вывел К. Из аида, чуть не задушив его, но по приказу Эврисфея вновь водворил его на прежнее место ..

Кергерайт

В фольклоре Великобритании дух-плакальщица. Ее рыдания слышатся накануне эпидемий, катастроф, войн. Появляется она и возле тонущих кораблей.(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Дополнительный поиск Кёр-оглы Кёр-оглы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кёр-оглы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кёр-оглы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа