Керсаспа

136

В иранской мифологии герой-дэвоборец, из рода Сама, сын Триты, «вооружённый палицей» («Ясна» IX). Имя К. Отражает культ коня (аспа - «конь»). К. - победитель трёх драконов-дэвов. «Он убил чудовище Срувар, коней глотавшее, людей глотавшее, полное яда», который бил струёй вышиной в сажень. Он победил Гандарва, «стремившегося уничтожить вещественный мир справедливости» с помощью Ардвисуры Анахиты. Дракон Снавидка, рогатый и камнерукий, грозил низвергнуть с небес Ахурамазду, извлечь из преисподней Ангро-Майнью и заставить их обоих везти свою колесницу, но и его одолел К. («Яшт» XIX).По одному из преданий, К. Околдовала пэри Хнантаити («Видевдат» I, XIX) и он заснул вечным сном на восточной окраине Ирана. По другой версии, мёртвым сном уснул Сам, чей образ в пехлевийских сочинениях и в литературе на фарси контаминируется с образом К.

Но в день страшного суда К. (или Сам) должен пробудиться и убить Ажи-Дахаку, вырвавшегося из оков.Первоначально единый образ К. (по предположению норвежского ираниста А. Кристенсена) раздвоился на образы царя Гаршаспа (в «Шахнаме») и богатыря Гаршаспа (в других источниках). В пехлевийских сказаниях (риваетат) рассказывается, что душа Гаршаспа томится в аду из-за совершённого им преступления. Он затушил огонь, нисходивший на хворост под котлом героя, ударом палицы за то, что огонь однажды опоздал. Гаршасп просит простить его, ссылаясь на четыре своих подвига. Он убил дракона Аждаха, дэва Гандарба (которому море было по колено, а голова его достигала солнца), усмирил дэва ветров пустыни (Вйавана), заставив его уйти в подземелье.

Убил птицу Камак, закрывавшую свет солнца и луны. По заступничеству Заратуштры Гаршаспу был прощён его грех. Гаршаспу посвящена поэма на фарси «Гаршаспнаме» (составлена Асади Туси в 1006), где он изображается предком Рустама в духе аристократического рыцарского эпоса. Помимо авестийских сюжетов, связанных с К„ поэма содержит много сказочных элементов (чудеса, героическое сватовство и т. П.). В пятой части поэмы Гаршасп изображён слугой Заххака, перешедшим затем на службу к Фаридуну.Лит. Christensen A., Les Kayanides, Kbh., 1931.И. С. Брагинский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Кернах

См. Коналл кирнах(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Керридвен

В мифологии валлийских кельтов Керридвен - мать ужасно уродливого сына, Афагдду, и прелестной дочери, Крирви. Чтобы хоть как-то вознаградить Афагдду-за его отталкивающую внешность, Керридвен решила наделить его дарами мудрости, вдохновения и всеведения, сварив для этого магический напиток в волшебном котле. Однако эти дары из-за небрежности стража перешли к Талесину (см. Глава 23). По преданию, Керридвен, в наказание за эту оплошность, отправила стража, охранявшего котел, в котором варился магич..

Керы

(Κήρες), в греческой мифологии демонические существа, дети богини Никты (Ночи) (Hes. Theog. 211, 217), приносящие людям беды и смерть (греч.κήρ, «смерть», «порча»). К. Находятся среди битвы, хватают раненых, тащат трупы, обагряясь кровью (Hom. П. XVIII 535- 538). Иногда К. Сближали с эриниями. В литературе по истории мифологии иногда связываются греческие К. И славянские «кары».а. Т.-г.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Кесария

(Caesarea, Καισάρεια). Название нескольких городов. 1) Кесария Каппадокийская. 2) Кесария Палестинская.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Керсаспа Керсаспа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Керсаспа" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Керсаспа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа