Киджа
(корейское чтение китайского имени Цзи-цзы или Ци-цзы), в корейской мифологии культурный герой, легендарный основатель государства Чосон (т. Н. Киджа Чосон) после более тысячелетнего правления Тангуна. Династия К. Будто бы господствовала на северо-востоке Китая и севере Кореи 929 лет. К. - выходец из Китая. Его собственным именем было Сюй-юй, а Цзи-цзы происходит от названия владения Цзи (недалеко от современного Тайюаня, провинция Шаньси) и ранга знатности «цзы». В «Ши цзи» («Исторические записки», 1 в. До н. Э.) Сыма Цяня встречается также его имя с заменой первого знака на иероглиф «кай» (кор. «кэ»), «открывать», по-видимому, из-за табу на иероглиф «цзи» в имени. Отсюда некоторые корейские историки связывали К. С культом солнца, фонетически возводя его имя к Хэджи («сын солнца»).
Согласно легендам, записанным в китайских источниках начала н. Э., К. Был дядей последнего правителя династии Инь - Чжоу-синя (по традиционной хронологии 1154-1122 до н. Э.). Попав к нему в немилость, К. Был посажен в тюрьму. После разгрома иньцев чжоускими войсками, которыми руководил У-ван, он был освобождён из заточения, но отказался служить победителю. Со своими приближёнными К. Ушёл на восток в земли Чосон, где будто бы в 1121 до н. Э. И основал государство, которое было признано домом Чжоу. Китайские источники («Хоу Хань шу» - «История Поздней Хань» Фань E, 5 в., и др.) приписывают К. «культурную миссию». Якобы он «научил народ [Чосон] обрядам и справедливости, земледелию и шелководству, установил восемь запретов, после чего не запирали дверей в домах и не было краж...».
Прослышав о мудрости К., чжоуский У-ван стал расспрашивать его об управлении государством и народом, и тот поведал ему «Великий закон» (Хун фань) в 8 разделах, которым устанавливались этические нормы и правила отношений между людьми (приводится в «Шан шу» - «Книге истории», 3 в. До н. Э.). Многие современные корейские историки считают версию о приходе К. В Чосон несостоятельной. Образ добродетельного и «просвещённого» правителя был канонизирован китайской и корейской конфуцианской историографией с целью обоснования прав ханьских переселенцев на захваченные ими земли в местах проживания древнекорейских племён.Культ К. (поклонение «духу» К.) был распространён в 1 в. До н. Э. Только в районах проживания потомков китайских переселенцев, первоначально в четырёх ханьских округах на территории бывшего Древнего Чосона, позже и в государстве Когурё.
В период Корё (10- 14 вв.), когда активизировался процесс освоения конфуцианских принципов государственного устройства, он вновь был воскрешён. В 1102 была сооружена гробница К. В Пхеньяне.Лит. Сыма Цянь, Исторические записки, пер. С кит., т. 1, М., 1972, с. 177-78, 318-19. «Шy цзин», в кн. Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972, с. 104-11, 309. Джарылгасинова Р. Ш., Корейские мифы о культурных героях, сб. Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии, М., 1970, с. 69-70. Ли Джирин, Коджосон ёнгу (Исследование о Древнем Чосоне), Пхеньян, 1963, с. 124-36.Л. Р. Концевич.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Киджа
На нашем сайте Вы найдете значение "Киджа" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киджа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 5 символа