Космос

234

(от греч. Χόσμος «порядок», «упорядоченность». «строение», «устройство». «государственный строй», «правовое устройство», «надлежащая мера». «мировой порядок», «мироздание», «мир». «наряд». «украшение», «краса»), в мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определённым законом (принципом) вселенная. Во многих традициях слово «К.» служит обозначением и самого закона, управляющего К., универсальной формы организации разных уровней К. И определённого состояния, характеризующего К. Внутренняя форма слов, используемых для обозначения К., вскрывает различные смыслы, определяющие основную идею и содержание понятия К.

Др.-греч. Χόσμος актуализирует идею эстетически отмеченного порядка, украшенности. Др.-евр. 'оlаm (собств. «сокрытое», «завешенное», отсюда - «древность» и «будущность») представляет К. Как временной поток, «мировое время», уносящее события в вечность, историю. Нем. Welt или англ. World строится через соотнесение с человеческим возрастом, поколением (герм. Wer, «человек», «мужчина», и alt, altar, «возраст», «поколение»). Вероятно, сходную ситуацию описывало и слав. *vĕkъ (рус. Век). Слав. *mirь (рус. Мир) сохраняет представление о космической целостности, противопоставленной хаотической дезинтеграции, о единице социальной организации (мир-община как проекция мира-К.), возникающей изнутри в силу договора (мира) и противопоставленной внешним и недобровольным объединениям.Всем мифологическим системам присущ (в большей или меньшей степени) общий набор черт, определяющих К.

Он противостоит хаосу. К. Всегда вторичен по отношению к хаосу как во времени, так и по составу элементов, из которых он складывается. К. Возникает во времени и во многих случаях - из хаоса (часто путём восполнения, «прояснения» свойств хаоса. Тьма преобразуется в свет, пустота - в заполненность, аморфность - в порядок, непрерывность - в дискретность, безвидность - в «видность» и т. П.) или из элементов, промежуточных между хаосом и К. К. Характеризуется «временностью» не только в своём начале (поскольку он возник), но нередко и в конце, когда он должен погибнуть в результате некоего катаклизма (вселенского потопа, пожара) или постепенного снашивания, «срабатывания» космического начала в хаосе. Иногда эта катастрофа К.

Мыслится как окончательная, в других случаях считается, что за ней должно последовать становление нового К. (напр., в эддическом «Прорицании вёльвы»).Взаимоотношения К. И хаоса осуществляются не только во времени, но и в пространстве. И в этом случае К. Нередко представляется как нечто включённое внутрь хаоса, который окружает К. Извне. Расширяющийся и самоустрояющийся К. Оттесняет хаос на периферию, изгоняет из этого мира, но не преодолевает его. Сферическая схема К., объятого хаосом, первозданным океаном, мировой бездной, может заменяться вертикальным или горизонтальным вариантом, при котором хаос помещается ниже К. Или на крайней его периферии (на севере или западе, за пределами К.).Ряд признаков характеризует представления о К.

В целом, в его наиболее совершенном виде. Целостность, наличие широкого внешнего пространства [ср. Противопоставление широкого космического пространства и хаотической узости (вед. Uru loka, «широкое пространство», «мир», но amhas, «узость», «сдавленность»)]. Членимость пространства и времени, являющаяся основой для выделения элементов и вещей, обособления их и установления отношений между ними;упорядоченность и организованность К., наличие некоего общего принципа, закона, управляющего К. Происхождение в результате ряда элементарных космогонических актов (см. Космогонические мифы). Антропоцентрическое понимание К. Как вместилища жизни, человека (ср. Многочисленные мифы о происхождении К. И членов тела первочеловека или, наоборот, человека из элементов К.).

Различимость, воспринимаемость К. И его элементов. Эстетическая отмеченность К., его «украшенность», «видность», красота [Пифагор «слышал гармонию вселенной, воспринимая всеобщую гармонию сфер...» (Porphyr. Vit. Pyth. 30). Для Гераклита К. Един, гармоничен, пластичен, прекрасен и из разнообразия создаётся «прекраснейшая гармония» (frg. В 8, В 124 и др.). Для Платона «К. - прекраснейшая из возникших вещей», «изваяние вечных богов» (Tim. 29a, 37с)].Вертикальная структура К. Трёхчленна и состоит из верхнего мира (небо), среднего мира (земля) и нижнего мира (подземное царство, преисподняя). Иногда нижний мир трактуется как хаос, что влечёт за собой исключение его из трёхчленной схемы космической вселенной. Выделяется также состоящая из чётного числа элементов горизонтальная структура К.

С вычленением 2, 4, 8, 16 и т. П. Направлений. Горизонтальная и вертикальная структуры К. Обыгрываются в соответствующих мифах и ритуалах. С каждой из этих структур связаны особые мифологические персонажи или даже целые их классы (ср. Более или менее обычное распределение. Боги, души праведных - небо, люди - земля, демоны, души неправедных - подземное царство. Соответственно распределяются и животные. Птицы - копытные - хтонические животные, чудовища и т. П.).К. Подчинён действию общего закона меры, справедливости и т. П. (ср. Учение Гераклита или Анаксимандра), выравнивающего нарушения космической структуры. Обычно этот закон равно определяет и сам К., и его крайнее звено - человека, т. Е. Выступает как принцип, лежащий в основе мифологической «физики К.», с одной стороны, и человеческой нравственности - с другой.

Космический закон ещё более связывает К. И человека (макрокосм и микрокосм). Этот параллелизм продолжается и в развитых вариантах философской космологии:Платон в «Тимее» выдвигает именно К. В качестве образца человека, строимого по той же модели. Та же мера кладётся им в основание и идеального общественного устройства - государства («Критий»), которое отражает и продолжает идеальный К. Аналогия человека и К. Облегчается и тем, что, согласно Платону, сам К. Представляет собой живое, разумное существо, вместилище космического ума, космической души и космического тела, созданное демиургом в соответствии с вечным образцом и в подражание божественному мировому уму. «Во всем прочем (космос) уже до возникновения времени являл сходство с тем, что отображал, кроме одного.

Он еще не содержал в себе всех живых существ, которым должно было в нем возникнуть, и тем же самым не соответствовал вечносущей природе. Но и это недостававшее бог решил восполнить, чеканя его соответственно природе первообраза. Сколько и каких (основных) видов усматривает ум в живом существе, столько же и таких же он счел нужным осуществить в космосе» (Plat. Tim. 39e). В определённом смысле и бог, и человек могут выступать как образы К. (и наоборот, К. Может пониматься как модель бога или человека), при том, что бог или боги иногда помещаются вне К., могут быть его демиургами, а в другихслучаях - внутри К., который сам порождает их. Наряду с этим хорошо известны и другие образы К., ср. Древо мировое, мировую гору.Понятие К.

И его описание в мифологической космологии были очень полно и органично усвоены в ранней натурфилософии. На этой новой основе (впрочем, ещё не вполне эмансипировавшейся от мифологии) понятие К. Получило дальнейшее развитие и, хотя в целом это развитие осуществлялось уже в ином направлении, в ходе его неоднократно обнаруживались схождения и аналогии с мифопоэтическими концепциями. Интересно, что т. Н. Космологический аргумент в пользу существования бога (среди выдвигавших его - Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк и др.) в известном смысле может пониматься как рассуждение в рамках возникшего внутри мифологии спора о разных возможностях соотношения бога и К. В конечном счёте с мифологическими представлениями о К.

Связаны и космология как одна из ветвей метафизики, и весь цикл современных космогонических дисциплин.Лит. Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927. Его же. История античной эстетики, т. 2 - Софисты. Сократ. Платон, М., 1969. Аверинцев С. С., Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977. Gonger G. Р., Theories of macrocosms and microcosms in the history of philosophy, N. Y., [1967]. Burnet J., Early Greek philosophy, 4 ed„ L., 1930. Sitter W. De, Kosmos, Camb, (Mass.), 1932. Olerud A., L'idee de macrocosmos et de microcosmos dans Ie timee de Platon, Uppsala, 1951. Milne Е. A., Modern cosmology and the Christian idea of god, Oxt., 1952. Kirk G. S. (ed.), Heraclitus. The cosmic fragments, Camb., 1954. Kirk G. S., Raven J. Е., The presocratic philosophers, Camb.

1960. Munitz М. K. (ed.). Theories of the Universe. From Babilonian myth to modern science, Glencoe, [1967). Schadewaldt W., Das Welt-Modell der Griechen, «Neue Rundschau», 1967, № 68. Kranz W., Kosmos, Bonn, 1958. Bondi Н., Cosmology, 2 ed., Camb., 1960. Kerschensteiner J. Kosmos, Munch., 1962. Guthrie W. К. С., A history of Greek philosophy, v. 1, Camb., 1962. Его же, Man as microcosm, .

Значения в других словарях
Космос

I(греч. Kosmos — строй, порядок, мир, Вселенная) первоначально у древних греков (начиная с Пифагора 6 в до н. Э.) — Вселенная как стройная организованная система в противоположность хаосу беспорядочному нагромождению материи. От греков термин «К.» перешёл в современную науку как синоним Вселенной (См. Вселенная) К. Включает межпланетное, межзвёздное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нём объектами. Из понятия «К.» (космическое пространство) иногда исключают Землю с её атмосфе..

Космос

"КОСМОС" -..1) серия искусственных спутников Земли, запускавшихся в СССР с 16 марта 1962 для изучения космического пространства, решения технических проблем, отработки систем космических аппаратов2)] Разработанные в СССР 2-ступенчатые ракеты-носители для запуска искусственных спутников Земли "Космос".. ..

Космос

КОСМОС (греческое kosmos - строй>, порядок, мир, Вселенная>), первоначально у древних греков - Вселенная> как стройная, организованная система>, в противоположность хаосу, беспорядочному нагромождению материи. В современном понимании термин> "космос" имеет несколько значений. Синоним Вселенной. Все, что находится за пределами Земли и ее атмосферы. Область пространства, доступная исследованиям с борта космических аппаратов (приблизительно совпадает с планетной системой). Ближайшая и наиболее дост..

Космос

(Κόσμος) — первоначально синоним "порядка, гармонии, красоты", со временем стало обозначать "мир или вселенную". По преданию, впервые назвал мир этим именем Пифагор, ввиду пропорциональности и гармонии его частей. Согласно с этим, у всех греческих философов слово К. Применялось не в смысле простого нагромождения существ и феноменов, но как система или организм, исполненный целесообразности. В эпоху возрождения алхимики различали великий и малый К. (макрокосм и микрокосм). Под первым разумелся вн..

Космос

Улететь (полететь) в космос. Жарг. Мол. Шутл.-одобр. Получить удовольствие. Максимов, 199.. ..

Космос

(греч. Kosmos). Мир, вселенная.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)вселенная, мир.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)греч. Kosmos. Вселенная, мир.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)мир, вселенная.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов ..

Космос

См. Мир.... ..

Космос

М. Греч. Мир, вселенная и мироздание. Космический, к мирозданию относящийся. Космогония ж. Учение о образовании вселенной. Космография ж. Описание вселенной, всех миров. Кос- мограф, ученый, занимающийся космографией. Космология ж. Наука о законах вещественного мира, земли. Космолог м. Ученый, этой наукой занимающийся. Космополит м. -тка ж. Всемирный гражданин. Человек не признайщий особых отношений родины. Вселенец, вселенщина. Косморама ж. Картина большого пространства, объема местности, напи..

Космос

М.Мир, вселенная.. ..

Космос

КО́СМОС -а. М. [греч. Kosmos - вселенная]. Освоение космоса. Полёты в к. Выйти в открытый к. (за пределы космического летательного аппарата).. ..

Космос

-а, м. Вселенная, мир(в 1 знач.). Ближний к. (исследуемый человеком). Дальний к. (мир звёзд и галактик). Освоение космоса. Пути в к. Космонавт выходит в открытый к. (за борт космического корабля). II прил. Космический, -ая, -ое. К век (период развития общественной жизни и науки, характеризующийся началом освоения космоса, полётами человека в космос). Космические лучи. К. Полёт. К. Корабль. Космическая связь (осуществляемая через запущенные в космос искусственные спутники Земли, а также непосредс..

Космос

Космоса, м. (греч. Kosmos) (книжн.). Мир, Вселенная. Есть ли что-н. За пределами нашего космоса. || Вселенная, как организованное целое (науч., филос.). Греческая философия противополагала космосу хаос.. ..

Космос

(греч. Kоsmos), синоним астр. Определения Вселенной. Часто выделяют т. И. Ближний К., исследуемый при помощи ИСЗ, космич. Аппаратов и межпланетных станций, и дальний К.- мир звёзд и галактик. ..

Космос

Киноконцертный т-р. Открыт в нояб. 1967. Вместимость - 2386 мест (третий по величине зал в России). Проектное задание и раб. Чертежи разработаны ин-том "Свердловскгражданстрой" на основе проекта панорамного к/т, выполненного ин-том "Ленпроект". Авторы проекта арх. Г.И.Белянкин, Н.Н.Невежин, инж. В.В.Бурдакин, Н.В.Максимов.К. - уникальное по многоцелевому назначению, вместимости и объемно-пространственному решению здание. Аппаратура позволяет демонстрировать кинофильмы любого формата, а акустичес..

Космос

(греч. Kosmos - мир, Вселенная) - космич. Пространство со всеми его объектами (синоним Вселенной). Включает околоземное ("ближний" К.), межпланетное, межзвёздное и межгалактич. ("дальний" К.) пространство со всеми его объектами. ..

Космос

КОСМОС (от греч. «косме» - порядок), Вселенная, рассматриваемая как единое упорядоченное целое. Платон и Аристотель считали, что Вселенная упорядочена по принципам разума. Убеждение в наличии закономерного порядка стало основой современных естественных наук.. ..

Космос

— синоним астрономического определения Вселенной.. ..

Космос

(греч. Kosmos — устройство, упорядоченность, украшение) — философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности. Ба- зовое понятие метафизики (см. Метафизика, Лого-центризм). Основными характеристиками К. Являются. 1) оформленность как конфигурированная определенность облика. 2) дифференцированность, т.е. Выделенность и конституированность составных частей. 3) структурность как..

Космос

(Греч.) Вселенная, в отличие от мира, что может означать наш шар или землю.. ..

Космогонические Мифы

И космологические представления (к. П.) занимают особое место среди других форм мифо-поэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно-временные параметры вселенной, т. Е. Условия, в которых протекает существование человека и помещается всё, что может стать объектом мифотворчества. К. П. Концентрируются прежде всего вокруг актуального состояния вселенной. Структура мира - набор, связь и функции его частей, иногда - их количественные параметры (синхронический аспект описания космоса..

Космогония Вед

Тому, кто привык судить о языческих богах по хорошо знакомым греческим мифам, индийский пантеон покажется непроходимыми джунглями, выбраться из которых — задача не из легких. Это и понятно, ибо здесь мы имеем дело с богами самых разных мифологических уровней. Одни из них еще сохранили в своем обличий первоначальные черты мира обожествленных природных явлений, другие же — плод абстрактного мышления, отождествляющего богов с высшими непостижимыми силами и идеями. Единственное, что может внести не..

Кострома

В восточнославянской мифологии воплощение весны и плодородия. В русских обрядах «проводов весны» («проводов К.») К. - молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах К. Её воплощает соломенное чучело женщины или мужчины. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом (ср. Похороны Кострубоньки, Купалы, Германа, Ярилы и т. П.), но К. Воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодороди..

Кострубонька

В восточнославянской мифологии воплощение плодородия. В украинских весенних ритуалах К. Изображало чучело мужчины (с подчёркнутыми физическими атрибутами, ср. Ярила) или женщины (укр. Соответствие Костроме, ср. Купала и др.). Ритуальные похороны К. Знаменовали переход к весеннему циклу. Название «К.» родственно укр. Костру б, «неряха». Ср. Также этимологию названия Кострома.в. И., в. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Космос Космос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Космос" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Космос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа