Кырк Кыз

111

(букв. «сорок девушек»), в мифологиях тюркоязычных народов Средней Азии праведницы, которых аллах по их просьбе превратил в камень (в других вариантах мифа - скрыл в скалах), чтобы спасти от преследователей - «неверных». Место, где, как считалось, это произошло, также называется К. К. (несколько десятков таких мест имеется в Средней Азии, отдельные святыни, связанные с К. К., встречаются в Азербайджане, северном Афганистане, северном Иране). Кроме того, в мифологии каракалпаков К. К. - девы-воительницы, героини одноимённого эпоса. Они живут на острове общиной, возглавляемые мудрой и справедливой девой Гулаим. К. К. Спасают каракалпаков от нашествия калмыкского хана Суртайши. В мифологии узбеков Зеравшанской долины К. К. (чаще - кыркынкыз) - также особая категория духов, помощников шамана, слуги основных шаманских духов пари, иногда отождествляемые с чильтанами.Образ К.

К. Таджикско-персидского происхождения. В мифологии таджиков сорок дев (чильдухтарон) выступают и как мусульманские святые, и как шаманские духи-помощники. До принятия ислама К. К. Почитались как добрые духи-покровительницы (к помощи которых прибегали и шаманы) народами Средней Азии, в Иране и ряде других стран, а затем приобрели роль мусульманских святых. Древний пласт представлений о К. К. Содержится в каракалпакском эпосе и поздних генеалогических преданиях киргизов (в них К. К. Выступают как родоначальницы киргизов, давшие имя народу).Лит. Сорок девушек, М., 1951. Абрамзон С. М., Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи, Л„ 1971, с. 288-89;Булатов К., Легенда о происхождении киргиз, «Киргизская степная газета», 1894, № 19.В.

Н. Басилов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Кымган ЁКса

Кымгансин, в корейской мифологии могущественные стражи буддийской веры. Восходят к индийским Ваджрапани (через китайские Цзиньганшэнь). Скульптурные фигуры К. Ё. С алмазными скипетрами ставились при входе в монастыри. В Корее особенно знамениты барельефыК. Ё. В пещерном храме Соккурам (8 в.). Позже они нередко смешивались с хранителями врат (инван) и духами мунсин.л. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Кыонг Бао Дай Выонг

(«дерзновенный великий князь»), во вьетнамской мифологии персонаж, выступающий в качестве богоборца. Разгневанное на него верховное божество Нгаук Хоанг посылало одного за другим своих слуг - бога молнии, бога воды, но благодаря тому, что бог очага всякий раз предупреждал К. Б. Д. В. Об опасности, тот хитростью и силой всякий раз её преодолевал.Н. Н.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Кэдбери

См. Саут кэдбери(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Кэйрб

В мифологии ирландских кельтов имя Кэйрб носили несколько персонажей, из которых наиболее известен Кэйрб, сын Кормака Мак Эйрта, ставший королем Ирландии. Отказавшись платить дань фоморам, он начинает войну против них и наносит им поражение в Гарбре. Во время поединка он убил их короля Оскара, но и сам был смертельно ранен им.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дополнительный поиск Кырк Кыз Кырк Кыз

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кырк Кыз" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кырк Кыз, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа