Кырк Кыз
(букв. «сорок девушек»), в мифологиях тюркоязычных народов Средней Азии праведницы, которых аллах по их просьбе превратил в камень (в других вариантах мифа - скрыл в скалах), чтобы спасти от преследователей - «неверных». Место, где, как считалось, это произошло, также называется К. К. (несколько десятков таких мест имеется в Средней Азии, отдельные святыни, связанные с К. К., встречаются в Азербайджане, северном Афганистане, северном Иране). Кроме того, в мифологии каракалпаков К. К. - девы-воительницы, героини одноимённого эпоса. Они живут на острове общиной, возглавляемые мудрой и справедливой девой Гулаим. К. К. Спасают каракалпаков от нашествия калмыкского хана Суртайши. В мифологии узбеков Зеравшанской долины К. К. (чаще - кыркынкыз) - также особая категория духов, помощников шамана, слуги основных шаманских духов пари, иногда отождествляемые с чильтанами.Образ К.
К. Таджикско-персидского происхождения. В мифологии таджиков сорок дев (чильдухтарон) выступают и как мусульманские святые, и как шаманские духи-помощники. До принятия ислама К. К. Почитались как добрые духи-покровительницы (к помощи которых прибегали и шаманы) народами Средней Азии, в Иране и ряде других стран, а затем приобрели роль мусульманских святых. Древний пласт представлений о К. К. Содержится в каракалпакском эпосе и поздних генеалогических преданиях киргизов (в них К. К. Выступают как родоначальницы киргизов, давшие имя народу).Лит. Сорок девушек, М., 1951. Абрамзон С. М., Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи, Л„ 1971, с. 288-89;Булатов К., Легенда о происхождении киргиз, «Киргизская степная газета», 1894, № 19.В.
Н. Басилов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Кырк Кыз
На нашем сайте Вы найдете значение "Кырк Кыз" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кырк Кыз, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа