Лианжа

99

Лианья, Иньянья, у бантуязычных народов группы монгонкундо, населяющих зону тропического леса в излучине реки Конго (Заир), центральный персонаж эпического цикла «Нсонго и Лианжа». Происхождение Л., согласно некоторым вариантам, связывается с божеством Мбомбианда. Л.- сын Мбонгу, внука Мбомбианда, и Мбомбе, которую Мбомбианда создал для Мбонгу. Впоследствии Мбомбианда отослал их на землю. Его мать Мбомбе произвела на свет сначала насекомых, птиц, затем появились люди - балумбе, бафото, мболе, нкундо, элинга и другие и после всех - Л. И его сестра Нсонго. Подобно культурному герою, Л. Добывает солнце. Отзвуки этого мотива обнаруживаются и в других эпизодах. Л. Ловит солнце в ловушку, продлевая таким образом день. Л.

Закрывает солнце паутиной и дымом от рыбаков элинга, и они оказываются в темноте, в то время как для Л. Солнце продолжает светить. Л. Расселяет людей на новых землях, определив занятие для каждого из племён. Элинга стали рыбаками, нкундо - охотниками, экота - земледельцами. Л. Строит для людей хижины, устраивает поля. Затем Л. Покидает землю, поднявшись по пальме в небо, и берёт с собой свою мать Мбомбе, брата Энтонто и сестру Нсонго. С Л. Связывают происхождение белых.Для Л. Как эпического героя характерно чудесное рождение. Л. Говорит еще во чреве матери и сам выбирает способ рождения - он выходит из большой берцовой кости матери, с оружием, украшениями и амулетами своего отца, сразу же собирает войско, чтобы отомстить за его смерть.

Он обладает сверхъестественными способностями (умеет превращаться или «входить» - в мальчика, горящее полено, кобру, антилопу, плод. Л. Забрасывает копьё так далеко в небо, что оно возвращается только на третий день) и магическим знанием (при помощи заклинаний переправляется, через реку, затачивает топоры, от его заклятий сами собой валятся деревья, строятся хижины, зеленеют поля). Он владеет магическим колокольчиком, ножом и т. П. Ему помогают духи предков. Л. Мстит за смерть отца, побеждает огромного змея Индомбе, людоедов.Лит. Цикл сказок об Иянья, в сб. Как храбрый Мокеле добыл для людей солнце. Сказки с реки Конго, М., 1973. Ольдерогге Д. А., Об изучении эпоса народов Африки, в кн. Африканский этнографический сборник, т.

9, Л., 1972, с. 10-12. Boelaert E. Nsong'a Lianja. L'épopée nationale des Nkundo, Anvers, 1949. De Rоp A., Lianja. L'épopée des Mongo, Brux., 1964;его же, Versions et fragments de L'épopée Mongo, 1 (Textes A), Brux., 1978.Е. С. Котляр.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Ли-тяньван

(«небесный князь Ли»), Ли То-та, То-та Ли («Ли, держащий пагоду»), в китайской мифологии модификация буддийского божества Вайшраваны, одного из четырёх махараджей, властителей стран света (в этой системе Вайшравана соответствует северу). В китайских буддийских храмах изображения Л.-т. Со знаменем в правой руке и со ступой в левой первоначально помещались по четырём сторонам храма, затем они стали изображаться как своеобразные стражи врат храма, в этой же функции они встречаются и в храмах даосов..

Лиа Файл

Камень судьбы. См. Судьбы камень(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Либаний

(Libanius, Λιβάνιος). Греческий софист и учитель красноречия, род. В Антиохии в Сирии около 315 г. От Р.Х. У него учились Василий Великий и Иоанн Златоуст.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Либер

, Либера(Liber, Libera). См. Бахус.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Лианжа Лианжа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лианжа" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лианжа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 6 символа