Лиса
В мифопоэтических традициях образ Л. Выступает как распространённый зооморфный классификатор, нередко функционирующий и в языковой сфере [ср. Рус. «лиса» - о хитром человеке. Англ. Fox - «хитрец» (при основном значении - «лиса») и т. П.]. Символические значения, связываемые с Л. В разных традициях, образуют единый и весьма устойчивый комплекс лишь отчасти мифологизированных значений (хитрость, ловкость, пронырливость, сообразительность, льстивость, вороватость, обман, лицемерие, осторожность, терпеливость, эгоизм, себялюбие, жадность, сладострастие, злонамеренность, злоумышленность, мстительность, одиночество). С образом Л. Обычно соотносится представление о чем-то сомнительном, фальшивом;Л. Нередко оказывается неудачницей, попадает впросак и т.
П. Поэтому Л. Не связывается с мифологическими персонажами высших уровней (ср. Редкое исключение - Л. Как одна из ипостасей Диониса и как вестница японской богини урожая и риса Инари, обладающая колдовскими чарами и способностью воплощаться в человека).Л. Может характеризоваться магическими способностями. Так, в китайской сказочной традиции Л. В возрасте 100 лет превращается в колдуна, обладающего магической силой, в возрасте 1000 лет попадает на небо и становится небесной Л.- тремя звёздами в созвездии Скорпиона (ср. Также созвездие Лисички, лат. Vulpecula, называемое в некоторых традициях «Лиса с гусем»). Широко распространены истории о превращении Л. В человека (особенно при полнолунии). У индейцев Северной Америки, гренландских эскимосов, коряков, народов Сибири, в Китае известен сюжет о бедном человеке, к которому каждое утро в дом приходит Л., сбрасывает свою шкуру и становится женщиной.
Когда человек это случайно обнаруживает, он прячет шкуру и женщина становится его женой. Но жена находит свою шкуру, оборачивается Л. И убегает из дома. В Северо-Восточной Азии при обилии сказок о хитростях и проделках Л. Существуют сюжеты, связывающие Л. С вороном, творцом мира, создателем солнца, луны, звёзд, земли, культурным героем. В них Л. Противостоит ворону как (отчасти) хтоническое животное. Особенно показателен мотив измены ворона Кутха с Л. Своей жене в мифах ительменов. Изменение Л. Своего облика объясняет её роль как демона, злого духа, оборотня, колдуна и даже самого дьявола (в христианской символике. В китайской и японской традициях рассказы о Л. Обнаруживают совпадения с европейскими средневековыми историями о суккубах, инкубах, роковых невестах и т.
П.), с одной стороны, и функцию Л. Как трикстера (обманщицы, шутницы и т. П.), соперничающего с другим трикстером (поедание мяса у Койота, обман Ворона у народов Северо-Восточной Азии) или животным, пользующимся особым престижем (медведь) или известностью (волк, заяц, петух и т. П.),- с другой. Именно в этой функции Л. Становится одним из персонажей животного эпоса в двух главных его формах - фольклорно-сказочной и литературной (иногда даже поэтической). В русской фольклорной традиции Л. Является главным героем животной сказки, позже перешедшим и в лубок. В Западной Европе складывается начиная с 11 в. Эпос о Ренаре (Ренар, первоначально мужское собственное имя, стало во французском языке обычным обозначением Л.).
Особую роль сыграл старофранцузский «Роман о Лисе» («Roman de Renart»). В конце 12 в. Появилась немецкая, а в сер. 13 в. Нидерландская переработка этой темы, послужившая источником для нижненемецкого «Рейнеке-Лиса» («Reinecke-Fuchs»), Сходные циклы о Л. Известны в Китае («лисий» эпос Ляо Чжая о «лисьих чарах» и вмешательстве Л. В жизнь людей. В китайской мифопоэтической традиции Л. Считалась воплощением души мертвеца, и системе оберегов от Л. Придавалось особое значение), в Америке (ср. Отчасти «Сказки дядюшки Римуса», где наряду с Братцем Кроликом участвует Л.). Специализированный «лисий фольклор», особый словарь охоты на Л. И приёмы «лисьей магии» создаются среди охотников (напр., в английских охотничьих клубах). В народной традиции отмечался особый день, связанный с Л.
Или с началом охоты на неё, напр. День Мартына-лисогона (14 апреля). Были популярны многочисленные разработки мотива мести (или награды) охотнику со стороны Л.Лит. Колмачевский Л., Животный эпос на Западе и у славян, Казань, 1882. П у Сун-лин, Рассказы о людях необычайных, пер. С кит., М., 1954. Gubernatis A. De. Zoological mythology or the legends of animals, v. 1-2, L., 1872. Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 412-15. Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, v. 1, N. Y., 1962, p. 606. Вurkhardt V. R., Chinese creeds and customs, v. 1-3, Hong Kong. 1958.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Лиса
На нашем сайте Вы найдете значение "Лиса" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лиса, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 4 символа