Лягушка

179

В различных мифопоэтических системах функции Л., как положительные (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), так и отрицательные (связь с хтоническим миром, мором, болезнью, смертью), определяются прежде всего её связью с водой, в частности с дождём. В схеме древа мирового или трёх космологических зон Л. (вместе с другими хтоническими животными) приурочена соответственно к корням и к нижнему миру, прежде всего к подземным водам. В одних случаях Л., подобно черепахе, рыбе или какому-либо морскому животному, держит на своей спине мир, в других - выступает как открывательница некоторых важных космологических элементов. У алтайцев Л. Обнаруживает гору с берёзой и камнями, из которых добывается первый огонь (ср.

Солнце в воде, символизируемое образом Л., и т. П.). Иногда с Л. Связываются водные элементы хаоса, первоначального ила (или грязи), из которых возник мир.В Древнем Египте с головой Л. Изображались боги гермопольской огдоады, Хекет (богиня плодородия, связанная с загробным миром) и даже Амон. В Бирме и Индокитае с образом Л. Нередко связывается злой дух, который проглатывает луну (поэтому Л. Считается причиной затмения). В Китае, где Л. Также связывают с луной, их называют «небесными цыплятами», так как существует поверье, что Л. Падают вместе с росой с неба. Мотив небесного происхождения Л. Позволяет рассматривать их (и некоторых других хтонических животных) как превращённых детей (или жену) громовержца, изгнанных на землю, в воду, в нижний мир [ср.

Русскую примету «до (первой) грозы Л. Не квакает» и повсеместные представления о кваканье Л. К дождю, об их появлении вместе с дождём и т. П.]. В гимне лягушкам («Ригведа» VII 103) говорится, что Л. Появляются в сезон дождей и подают голос, пробуждённый к жизни богом грозы Парджаньей. При этом Л. Обращаются к своим сородичам, «как сын к отцу» (т. Е. К Парджанье). Некоторые исследователи полагают, что гимн Л. Представляет собой словесную часть ритуала вызывания дождя с помощью Л., известного и в современной Индии. В этом случае получает объяснение и сравнение Л. С брахманами, участвующими в ритуале, и с коровами как зооморфными образами плодородия и изобилия. Связь Л. С богом неба косвенно засвидетельствована в басне Эзопа о Л., выпрашивающих у громовержца царя для себя.

Более непосредственно она проявляется в мифологическом рассказе африканских ашанти, согласно которому бог неба Ньяма посадил Л. Сторожем у колодца, где никогда не иссякает вода, и дал ей за это хвост. Во время засухи возгордившаяся Л. Не пустила к колодцу жаждущих зверей и даже самого Ньяму, за что он лишил её хвоста и сделал так, что все Л. Рождаются с хвостом, но вскоре теряют его. Мотив Л. Как превращённых людей, известный также и в австралийской мифологии, не исчерпывается их связью с громовержцем. В филиппинском этиологическом мифе в Л. Превращается упавший в воду мужчина, которого жена переносила в корзине через реку. К тому же кругу представлений относится мотив обращения в Л. За обман, образы Царевны-Л. В русских сказках и т.

Н. Лягушачьего принца в германском фольклоре (тип AT 440, из цикла «свадьба животных»). Сама Л. Может подвергаться дальнейшим превращениям в другие образы охранителя вод (в частности, подземных). Вместе с тем она может выступать и как источник плодородия и прародительница всего человеческого рода (у мексиканских индейцев). С этим мотивом соотносятся случаи, когда Л. Выступает в функции тотема (у манси). Известны и другие варианты отношений человека и Л. (проглоченная Л. Как причина беременности, Л. Как источник болезни, колдовство, осуществляемое с помощью Л., и т. П.).Иногда Л. Выступает как помощница человека. Она указывает путь герою, переносит его через реку, даёт полезный совет и т. П. В то же время Л. Может символизировать ложную мудрость как разрушительница знания и т.

П.Образ Л. Часто вводится в мифологические и сказочные схемы с участием и других животных. В фольклоре разных народов Л. Нередко является объектом насмешки или аллюзии (ср. Мотив неартикулированности звуков, издаваемых Л., в русских загадках. «Выпуча глаза сидит, по-французски говорит», «Сидит Матрёна на мокрена, не говорит - ещё терпима, а как речь начнёт, всё досада возьмёт»). Лит. В1ооmfeld M., On the «Frog-Hymn». Rig-Veda VII, 103. «Journal of American Oriental Society», 1896, v. 17, p. 173-79. Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 426-27. Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1962, p. 613-14.Д. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Лягушка

См. Бесхвостые земноводные.. ..

Лягушка

Бить лягушек. Курск. Неодобр. Вести праздный образ жизни. СРНГ 17, 258. Мокиенко 1990, 69, 136. Глухов 1988, 3.. ..

Лягушка

-и, род. Мн. -шек, дат. -шкам, ж.. ..

Лягушка

Квакушка, кв`акушка, лягушка-квакушка, лягва, лягуха, квакша, пипа, квакуша. ..

Лягушка

И пр. См. Ляга.. ..

Лягушка

Ж.1) Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания и плавания.2) Различного рода приспособления, внешним видом напоминающие такое животное.. ..

Лягушка

-и, ж. Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания. Зелёная л. Древесная л. Л.-квакушка (разг.). II прил. Лягушачий, -ья, -ье, лягушечий, -ья, -ье и лягушиный, -ая, -ое (разг.).. ..

Лягушка

Лягушки, ж. Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыганья. Квакнула в болоте лягушка. Зеленая лягушка. Травяная лягушка. Лягушка-древесница.. ..

Лягушка

Изначально это слово имело вид лягуха, а образовано оно от существительного ляга – "нога" (см. ). Своему названию это хладнокровное животное обязано длинным задним ногам.. ..

Лягушка

Искон. Суф. Производное от лягуха «лягушка», суф. Образования от ляга — тж. (от лягать, см.). Земноводное получило имя по способу передвижения прыжками.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Лягушка

Среднерусский диалект – ляга.. ..

Лягушка

Лягу́шка лягу́ша, лягу́ха. От ля́га I. "ляжка", ляга́ть. Образование, аналогичное скаку́ха, плясу́ха. См. Мi. ЕW 171. Преобр. I, 496.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Люхва

(«ивовый цвет»), в корейской мифологии дочь речного божества Хабэка, мать основателя государства Когурё Чумона. В ранних китайских записях («Лун хэн», «Критические исследования» Ван Чуна, 1 в. До н. Э. «Хоу Хань шу», «История Поздней Хань», 5 в., и др.) Л. Выступает служанкой правителя царства северных варваров, которая зачала от воздуха, сошедшего с небес в виде куриного яйца, и родила сына. В буддийском сочинении «Лес жемчуга из сада сутр» (7 в.) она названа Нён Пхумни. В мифе о Чумоне, дошедш..

Люцифер

Луцифер (лат. Lucifer, «утренняя звезда», т. Е. ПланетаВенера. В том же значении - греч. Ό έωσφόρος слав. Денница), в христианской традиции одно из обозначений сатаны как горделивого и бессильного подражателя тому свету, который составляет мистическую «славу» божества. Оно восходит к ветхозаветному пророчеству о гибели Вавилона, в котором с исторически актуальными аспектами переплетаются эсхатологические мотивы и царю Вавилона приданы черты языческого демона планеты Венера. «Как упал ты с неба. ..

Лях

В западнославянской мифологии генеалогический герой, предок поляков (ляхов), брат Чеха, согласно преданиям, записанным в хронике 14 в. Вероятно, имя Л. Образовано от lêdo, «пустошь», «новь», «необработанная земля».в. И., в. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Ма-ван

(«князь лошадей»), в китайской народной мифологии бог - покровитель лошадей. Культ М.-в. Возник, видимо, в глубокой древности. М.-в. Считался воплощением созвездия Фан, которое, согласно астрологическим воззрениям, вершит судьбы коней. М.-в. Почитали военные (всадники) и хозяева, державшие лошадей. Культ М.-в. Преобладал в Северном Китае. Можно предположить, что этот культ возник в результате слияния культов нескольких архаических божеств. Согласно древним сочинениям, летом, например, полагалось..

Лягушка

Беpеменная женщина. ..

Лягушка

Лунное животное, приносящее дождь. Символизирует плодородие, плодовитость, эротизм. Как поднимающаяся из воды означает обновление жизни и воскресение. Жизнь и воскресение зависят также от наличия влажной кожицы жизни в противовес сухости смерти. Великая Лягушка, на которой держится вселенная, олицетворяет темную и недифференцированную первоматерию, элемент водянистости и изначальную слизь, основу сотворенной материи. У кельтов лягушка - Владыка Земли, сила целящих вод. У китайцев лягушка - лунно..

Дополнительный поиск Лягушка Лягушка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лягушка" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лягушка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа