Малагасийская Мифология
Совокупность мифологических представлений малагасийцев (этнографические группы. Имерина, бецимисарака, сакалава, антануси, антандруи и др.) - коренного населения острова Мадагаскар, предки которых переселились, по-видимому, с островов Малайского архипелага около 2 тысяч лет назад, полностью ассимилировав более древнее население. М. М. Слабо исследована. Основным источником изучения М. М. Являются записи малагасийского фольклора, произведённые европейскими (Ж. Ферран, Ш. Ренель, Ж. Сибре) и малагасийскими (Рабезандрина, Р. Радземиса-Раулисон, Бакули-Рамиараманана-Доменичини) учёными 19 и 20 вв.Истоки М. М. Находятся в мифологических представлениях аустронезийских народов Малайского архипелага и, очевидно, в практически неизвестных мифологических комплексах доаустронезийского субстратного населения острова, видимо связанного с Африкой.
Хотя М. М. Существенно отличается от индонезийских прототипов и от мифологий африканских народов, в ней обнаруживаются элементы и тех, и других.Мироздание в М. М. - двуслойное, состоящее из неба и земли, первоначально соединённых друг с другом, а затем разведённых верховным божеством Андриаманитрой. Акт творения в М. М. Происходит в соответствии с широко распространённой в Западной Индонезии мифологемой «сакрального спора». Но в отличие от индонезийской модели, в М. М. Спор развивается не в трёхслойном пространстве, а между небом и землёй, находящимися в постоянном противоборстве. Небо и земля часто персонифицируются в виде мужских божеств, именуемых занахари («творец») или андриаманитра («благоухающий повелитель»).
Нижний занахари, персонификация земли, вылепляет из глины первых людей и животных, аверхний - персонификация неба (луна - его глаз, солнце - светильник, звёзды - драгоценные камни) дарует им жизнь и требует, чтобы они поднялись на небо. Так как нижний занахари отказывает ему в этом, то верхний занахари делает людей смертными и после их смерти забирает на небо дыхание жизни, оставляя тела земле. В варианте мифа земное начало связывается с затувуцинатау-нандриананахари («Затуву не созданный занахари») - половинным человеком, выросшим из земли (возможно, что этот образ связан с доаустронезийскими мифологическими представлениями). Затуву дополняется до целого человека только после того, как женится на дочери верхнего занахари.
Занахари (или андриаманитра) наделён функциями культурного героя. Он дарует людям, в частности, рис. С распространением на Мадагаскаре христианства христианского бога-отца стали называть занахари.В отличие от небесных и земных божеств, водяные божества в М. М. Выступают в образе женщин - Фара, Рафара, Фаравари («младшая дочь», «дева»), что характерно и для индонезийских мифологий. В одном из мифов Фаравари опускает в воду яйцо, из него рождается бык, которого, прибегнув к хитрости, убивают её родители. Разгневанная Фаравари уходит в воду, где становится повелительницей водных животных - змей, крокодилов и ящериц. Среди них особое место занимает семиглавый змей Фанампитулуху, страшное чудовище - перевоплощение убитого героя.
В отмщение за убийство Фанампитулуху обвивается вокруг деревни или вокруг всего мира, пожирая своих недругов. В другом мифе герой (Андриамбахуака) добровольно отдаёт себя и свою семью на съедение Фанампитулуху. Этот персонаж аналогичен морскому змею, повелителю нижнего мира в мифологиях Индонезии (ср. Ндара, Пане на Болон, Латуре Дане). В М. М. Водная стихия, хотя и не выделена в самостоятельный мир, ассоциируется со страной мёртвых. Согласно древним представлениям малагасийцев о посмертном существовании (фанани), из трупной жидкости зарождается червяк, превращающийся затем в угря, крокодила, змею или даже в Фанампитулуху, т. Е. В обитателей водной стихии. Таким образом, водный мир имплицитно предстаёт в М. М. Как третье, отдельное от земли и неба начало.
С ним, очевидно, был связан и один из мифологических персонажей - Рамахавали, ящерообразный оракул, повелитель змей.В М. М. Фигурируют и духи, иногда выступающие посредниками между людьми и божествами. Кинули - злые, тощие, беззубые, с длинными когтями (в кинули превращаются многие умершие люди). Карлики калануру, у которых длинные ногти и волосы, скрывающие тело, способные исцарапать человека до смерти. Карлики вазимба, считающиеся древнейшими жителями Мадагаскара. После появления на острове малагасийцев они исчезли, превратившись в маленьких духов, добрых и злых, живущих и в некоторых озёрах, и на суше. Они предсказывают будущее, являясь людям во сне, следят за сохранением табу и карают нарушителей запретов.
Им приносят в жертву петушиный и бараний жир.Лит. Сказки и пословицы Мадагаскара, пер. С мальгашского, М„ 1962. Сказки Мадагаскара, пер. С франц., М., 1965. Обычаи и фольклор Мадагаскара, пер. С малагасийского, М., 1977. Van Gennep A., Tabou et totemisme a Madagascar, P., 1904. Renel Ch., Contes de Madagascar, v. 1-3, P., 1910-30. Ferrand G., Contes populairee malgaches, P., 1893. Longchamps J. Contes malgaches..., P., 1955. Sibree J., The oratory, songs, legends and folk-tales of the Malagasy, «The folklore journal», 1883, v. 1. Его же, Malagasy folk-tales, там же, 1884, v. 2. М. А. Членов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Малагасийская Мифология
На нашем сайте Вы найдете значение "Малагасийская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Малагасийская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 23 символа