Мангус

134

(монг.), мангад, ман-гадхай (бурят.), мангас (халхаск., ойрат-калм.), манга (хал-хаск.), мангэ (дагурск.), мангудзе (монгорск.), в мифологии монгольских народов чудовище. В отличие от других демонических персонажей (шулмас, чотгор и др.), М. - в основном персонажи сказочно-эпической картины мира. Они осмысливаются как участники неких отдалённых событий «эпической эпохи», впоследствии истреблённые (запертые в подземной пещере. Ср. Аврага Могой) эпическим героем. По устной бурятской версииГесериады, М. Возникли из сброшенных на землю останков злого восточного тенгри Ата Улана. В ойратском эпосе 75 чёрных М. Родились в виде лягушат от чудовищной чёрной бабы, возникшей из пены ядовитого жёлтого моря. В другом сюжете сам эпический герой (Хан-Харангуй} превращается в результате колдовства в М.

Живут М. В труднодоступных областях среднего мира (в пустынных, голых, тёмных, холодных, смрадных и т. П. Местах) - «на краю земли», с нижним миром не связаны, хотя иногда и появляются там. Их жилища - кочевая юрта, укреплённая княжеская ставка, терем, дворец (в поздних сказаниях «феодализированного» эпоса). У М. Отсутствуют имена, которые заменяются описательными прозвищами. «Пятнадцатиголовый Атгар Жёлтый мангас», «Двадцатипятиголовый Хотгор Чёрный мангас» и др. Судя по прозвищам (атгар, хотгор и др. Расшифровываются как «изогнутый», «свернувшийся», «переплетённый»), М. Змееподобен, его отличительный признак - множество голов (12, 15, 22, 25, 35, 45, 60, 70, 90, 95 и т. Д.). У бурят М. Называются. «Кусающийся Жёлтый мангадхай», «Асурайский Жёлтый мангадхай» (от др.-инд.

Асура, «демон»), Цветовые характеристики М. - преимущественно чёрный и жёлтый. М. Огромен. Пасть от земли до неба, утроба А. Вмещает толпы проглоченных им людей, стада и пр. Иногда фигурирует семья М., чаще всего - его мать или старшая сестра (ср. Хагша Хамаган в бурятском фольклоре), выступающие «путевыми вредителями», а также хранительницами «внешнихдуш» М. (чтобы одолеть чудовище, герой должен добыть эти души). Реже встречаются его жена и дочь (которые часто именуются «шулма», «шулмас») - безобразные ведьмы, нападающие на героя. Сын - чудесный младенец, лежащий в железной люльке или выходящий из утробы матери;его не берёт ни меч, ни пламя, одолеть его можно, лишь прибегнув к волшебству. М. Разоряет родину, семейный очаг героя, похищает его имущество, стада, подданных, но прежде всего - жену (реже сестру или мать);похищение женщин, по-видимому, - основная функция М.Для сказочных сюжетов характерен другой тип М.

- людоед и вампир, живущий в горной пещере среди дикой природы (см. В сюжетах AT 210, 313 и 327 и других, близких к ним;ср. Алт. Дьелбеген, Чилбиген, кирг. Джалмаус, Жалмауыз кемпир, уйгур. Йелмунгус). Но чёткой границы между эпическими и сказочными типами М. Нет.Под воздействием ламаистских представлений образ М. Несколько трансформируется. Множественность форм «внешней души» ассоциируется с множеством воплощений («манифестаций» - хулбиганов) чудовища. Отсюда, по-видимому, появление поздней черты образа М. - способность к оборотничеству (особенно в эпосе о Гесере). Под влиянием индийской и тибетской мифологий М. (главным образом сказочного типа) перенял ряд черт, свойственных индийским ракшасам, тибетскому сринпо и др.

В монгольских шаманских призываниях фигурирует некое божество «всесильный М.-тенгри».В калмыцком сказочно-эпическом фольклоре выступает персонаж, заменяющий М. Или сосуществующий с ним - многоголовый, одноглазый демон мус. В калмыцкой низшей мифологии фигурирует кун-мус («человек-мус») - покрытый шерстью человекоподобный гигант, который после заката солнца выходит из камышовых зарослей, похищает людей, причиняет им вред. Ср. У ордосцев мус-эмеген («женщина-мус»), живущую, согласно поверьям, на луне.М. (в основном сказочного типа) встречается и в фольклоре ряда тюркских народов. Мунгыскар - у сала ров, мангыс - у жёлтых уйгуров, тувинцев и якутов (у последних также и мон-гус). У дунган фигурирует мынгузы;фонетическая форма наименования этого персонажа свидетельствует о монгорском происхождении термина, а облик (одна из 7 голов - лошадиная, огнедышащая) сложился, возможно, под влиянием тибетской мифологии.Фольклорно-мифологическими параллелями М.

Являются также алтайский монъус («враг»), мунъус («дьявол»), моныс, или моныстар («силач»), монгус, могус, муз («великан», «богатырь»), шорский Ай-Мангыс (имя эпического богатыря), тувинский амырга могус, амырга моос (гигантский змей, чудовище, ср. Аврага Могой), тунгусский манги. Но, в отличие от М., среди них имеются не только отрицательные (враг, чудовище), но и положительные (герой, богатырь) персонажи. Скорее всего это вызвано наличием у тюрко-монгольских и тунгусо-маньчжурских народов аналогично звучащих названий «чужих» племён и самоназваний (манги, мангут, мангыт, мангат, мангыс, мангас, мангиян и пр.), откуда возможна двоякая интерпретация древнего этнонима в зависимости от исторических условий.

Положительная («свой» герой - богатырь) и отрицательная (иноплеменник - враг, демон). В целом, однако, генезис образа М. И этимология (во всех разновидностях) неясны. Высказывались различные предположения о происхождении слова «М.». От письменно-монг. Mayui («дурной», «злой»). От древнеиранского môghu («маг») через тюркское посредство (во всяком случае, к môghu возводятся тюрк. Могус, муз, моос, калм. И ордосск. Мус). От китайского ман.Лит. Lorlncz L., Die Mangue-Schllderung in der mongolischen Volksliteratur, в кн. Mongolian studies, ed. By L. Ligeti, Bdpst. 1970.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Мангалабулан

Один из входящих в триаду верховных богов у батаков (остров Суматра, Зап. Индонезия). М. - сын Мула Джади и младший брат Батара Гуру (1), появился на свет из яйца бабочки. М. Злопамятен, мелочен и неопрятен. Живёт на втором небе в Банджар Торуан (нижнем городе), следит за здоровьем людей, умножением скота и полевыми работами. Спутники М. - пегая лошадь и пятнистая собака. Сын М., ящерообразный Туан Рума Ухир, считается праотцем людей, дочь М. Сибору Сурантибонанг вырастила из гриба одного из пер..

Мангий

— отец Клита, в которого влюбилась богиня Эос, похитила его и даровала ему бессмертие.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Мандала

(др.-инд. «mándala», «круг», «диск», «круглый», «круговой» и т. П.), один из основных сакральных символов в буддийской мифологии;ритуальный предмет, воплощающий символ. Вид ритуального подношения (включая и жертву). Само слово «М.» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (помимо указанных, ср. «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Риг-веды», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т. Д.), к..

Мандара

(др.-инд. Mandara, «огромная» или «твёрдая»), в индуистской мифологии священная гора, место обитания различных божеств и полубожественных существ (якшей, гандхарвов, киннаров и т. Д.). Согласно «Махабхарате», M. Поднимается над землёй на одиннадцать тысяч йоджан (йоджана = ок. 4 км) и на столько же уходит в глубь земли. Боги решили использовать M. Как мутовку для пахтанья мирового океана, но никак не могли вырвать её из земли. В конце концов по просьбе Брахмы это сделал змей Шеша. Шива во время ..

Дополнительный поиск Мангус Мангус

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мангус" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мангус, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа