Минералы
Роль М. В мифопоэтических и религиозных представлениях в целом невелика. В некоторых традициях М. Более или менее отчётливо мифологизируются и приобретают большую сакральность. Особое значение имеют драгоценные и полудрагоценные камни. Редкость, эстетическая отмеченность и престижное значение М. В известной степени объясняют их сакральность и использование в ритуалах и в моделировании тех или иных мифопоэтических объектов. Древняя ближневосточная традиция знает многочисленные примеры, в которых М. В виде драгоценных камней выступают в качестве мифопоэтических символов. Можно отметить существенную роль ценных камней в библейском образном строе [ср. Исх. 28, 17-21. Ис. 54, 11-12. Ср. Также Апок. 4, 2-3. «. Вот престол стоял на небе, и на престоле был сидящий.
И сей сидящий видом был подобен камню яспису и сардису. И радуга вокруг престола, видом подобная смарагду», или. «...и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от бога. Он имеет славу божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (21, 10-11), или. «Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями. Основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвёртое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин.
Каждые ворота были из одной жемчужины...» (21, 18-21)]. Ещё заметнее роль М. В традициях Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока и прежде всего в старом Китае, где особое место занимает нефрит. Дуалистическая концепция инь и ян отразилась и в ритуальной символике, и в собственно мифологии. Среди древнейших парных символов, с помощью которых выражались принципы инь и ян, были раковина-каури (женское начало) и нефрит (мужское начало). Нефрит широко использовался в ритуальной символике, связанной с изображениями неба и земли, олицетворяющих мужское и женское начала. Ср. Кольца и диски из нефрита как символ неба и т. Н. Цзун (квадратная пластинка с отверстием и цилиндрической палочкой, вставляемой в него), также изготавливаемый из нефрита, как символ земли.
Даосские алхимические трактаты подчёркивают особое место нефрита среди М., сопоставимое с местом бронзы среди металлов. У конфуцианцев глава небесной иерархии носит имя Нефритового или Жемчужного императора. Из собственно мифологических текстов, в которых встречаются М., можно отметить мифы о демиурге Пань-гу, члены которого трансформируются в элементы вселенной, и при этом кости, костный мозг и зубы превращаются в М. И металлы. Существенно меньшую роль, чем драгоценные камни, играют те ископаемые органического происхождения, которые не годились для поделок, украшений, приготовления каких-либо предметов, но обладали некоторыми отмеченными свойствами (ср. Горючие М. Типа угля, нефти, асфальта, использовавшиеся не только в практических бытовых целях, но и в ритуальных и медицинских).
В отношении этих М. Особенно подчёркивается их связь с подземным миром, иногда с огнём, изрыгаемым поверженным чудовищем (ср. Обычные объяснения вулканической деятельности), с горными и подземными мифологическими существами (гномы, эльфы, кобольды и т. П.). Немецкая романтическая традиция, тесно связанная в этом отношении с фольклорной, сохранила мифологизированный образ М. Как богатств нижнего мира.Лит. Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970. Karlgren В., Some fecundity symbols in ancient China, Stockh., 1931. Jobes G„ Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1-3, N. Y„ 1962, p. 1106.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Минералы
На нашем сайте Вы найдете значение "Минералы" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Минералы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 8 символа