Можжевельник
Кедр, кипарис. Мифопоэтические представления о М., кедре, кипарисе и других сходных растениях, отражённые и в ритуальной практике, чаще всего ориентируются на такие их свойства, как вечнозелёность, хвойность, характерный «бальзамический» запах (особенно при сжигании). С М. (так же как с кедром и кипарисом) устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. С древнейших времён ведёт происхождение распространённый обычай сжигания ветвей М. При похоронах и устилание ими последнего пути умершего. Особое место занимает сжигание М., кедра или других близких растений с целью ритуального окуривания, благовонного каждения. Характерно, что и греч. Χέδρο, и некоторые названия М. Типа нем. Диалектного Kaddig сопоставимы с терминами, обозначающими курение благовоний, каждение (ср.
«кадить», «чадить» и т. П.). Такое благовонное окуривание описывают Геродот и римские авторы (Плиний Старший, Вергилий, Варрон и др.). В разных традициях Старого и Нового света М. Используется для окуривания дома, конюшни, других хозяйственных помещений с целью предотвращения удара молнии или изгнания нечистых духов. По свидетельству «Авесты», последователям Заратуштры запрещалось использовать в качестве обычного топлива растение haporosi, отождествляемое обычно с М. (ср. Белуджийск. A purs, «можжевельник», перс. Bors, «плоды можжевельника», и т. П.). По другому сообщению «Авесты», «люди, поклоняющиеся дэвам», приносили это растение к священному огню. В ряде случаев названия М. Обнаруживают связь с териоморфным кодом (ср., с одной стороны, русское диалектное название М.,- «еленец», т.
Е. «олень», а с другой - название одного из видов дроздов - «можжевеловик»). Известны поверья, согласно которым, в М. Живёт злой дух или чёрт (ср. Кашубское наименование чёрта kaduk и белорусское диалектное наименование дьявола, злого духа - «кадук»). Вместе с тем существовали поверья (в Жемайтии) о священном лесе, в котором растёт М., не подлежащий рубке из-за того, что в нём живут боги. Иногда можжевеловые или кедровые названия использовались в теофорных именах. По сообщению Павсания (Paus. VIII 13, 2), Артемида в Орхомене имела эпитет «кедровая» (яебуеа-пэ). В этом контексте получает объяснение и явление ангела (с объявлением божьей воли) к Илии, заснувшему под кустом М. (3 Царств 19, 4-5). С кедром связаны представления о красоте, постоянстве, здоровье, бессмертии, неразрешимости и невредимости, силе, процветании, гордости, величии.
В Вавилоне считалось, что кедр находится под покровительством бога Эа. В Ассирии он символизирует царя, в древнееврейской традиции - царство, благородство, благовонность. Позднее кедр - эмблема Христа. Особое мифологическое значение имеет т. Н. Ливанский кедр («царь кедров»). Согласно библейской традиции, он был использован Соломоном при возведении храма. Этот же образ, заимствованный из «Песни Песней», встречается и как одно из имён девы Марии. Кипарис в южной Европе и юго-западной Азии - символ смерти, отчаяния, вечного горя, скорби, но и возрождения, бессмертия души, радости, милости. В Греции в ежегодных ритуалах оплакивания Афродитой погибшего Адониса участники процессии несли кипарис. С кипарисом связывается и одно из имён Афродиты (Киприда), так как название острова Кипр дано по «кипарисовому» признаку.
По свидетельству греческих и римских авторов, кипарис был посвящён Аполлону, Венере, Плутону, Сильваму и др. Из кипарисового дерева были сделаны палица Геракла, скипетр Юпитера, стрелы Купидона. В античной традиции кипарис рассматривался как дерево траура, посвящённое богу подземного царства и эриниям (фуриям). Некогда он был юношей, который, нечаянно убив любимого оленя, от горя превратился в дерево (Ovid. Met. X, 120 след.). В Древнем Иране кипарис почитался как священное дерево в силу того, что на нём было вырезано слово Аху-рамазды. Финикияне иногда заменяли конический камень, посвящённый Астарте, кипарисом. Древние евреи в праздник кущей пользовались кипарисом и миртом для возведения шатров. Сионский кипарис считался атрибутом девы Марии.
Достаточно распространены и этиологические мотивы, связанные с этим деревом (иранская версия об отростке кипариса, принесенном Заратуштрой с небес. Мифы о кипарисе как превращённом мифологическом персонаже, ср. Ovid. Met. X, 120).Лит. Funk and wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legends, v. 1-2. N. Y., 1949 (v. 1, p. 272. V. 2, p. 562-63);Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1961, p. 301, 402,895.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Можжевельник
На нашем сайте Вы найдете значение "Можжевельник" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Можжевельник, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 12 символа