Можжевельник

205

Кедр, кипарис. Мифопоэтические представления о М., кедре, кипарисе и других сходных растениях, отражённые и в ритуальной практике, чаще всего ориентируются на такие их свойства, как вечнозелёность, хвойность, характерный «бальзамический» запах (особенно при сжигании). С М. (так же как с кедром и кипарисом) устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. С древнейших времён ведёт происхождение распространённый обычай сжигания ветвей М. При похоронах и устилание ими последнего пути умершего. Особое место занимает сжигание М., кедра или других близких растений с целью ритуального окуривания, благовонного каждения. Характерно, что и греч. Χέδρο, и некоторые названия М. Типа нем. Диалектного Kaddig сопоставимы с терминами, обозначающими курение благовоний, каждение (ср.

«кадить», «чадить» и т. П.). Такое благовонное окуривание описывают Геродот и римские авторы (Плиний Старший, Вергилий, Варрон и др.). В разных традициях Старого и Нового света М. Используется для окуривания дома, конюшни, других хозяйственных помещений с целью предотвращения удара молнии или изгнания нечистых духов. По свидетельству «Авесты», последователям Заратуштры запрещалось использовать в качестве обычного топлива растение haporosi, отождествляемое обычно с М. (ср. Белуджийск. A purs, «можжевельник», перс. Bors, «плоды можжевельника», и т. П.). По другому сообщению «Авесты», «люди, поклоняющиеся дэвам», приносили это растение к священному огню. В ряде случаев названия М. Обнаруживают связь с териоморфным кодом (ср., с одной стороны, русское диалектное название М.,- «еленец», т.

Е. «олень», а с другой - название одного из видов дроздов - «можжевеловик»). Известны поверья, согласно которым, в М. Живёт злой дух или чёрт (ср. Кашубское наименование чёрта kaduk и белорусское диалектное наименование дьявола, злого духа - «кадук»). Вместе с тем существовали поверья (в Жемайтии) о священном лесе, в котором растёт М., не подлежащий рубке из-за того, что в нём живут боги. Иногда можжевеловые или кедровые названия использовались в теофорных именах. По сообщению Павсания (Paus. VIII 13, 2), Артемида в Орхомене имела эпитет «кедровая» (яебуеа-пэ). В этом контексте получает объяснение и явление ангела (с объявлением божьей воли) к Илии, заснувшему под кустом М. (3 Царств 19, 4-5). С кедром связаны представления о красоте, постоянстве, здоровье, бессмертии, неразрешимости и невредимости, силе, процветании, гордости, величии.

В Вавилоне считалось, что кедр находится под покровительством бога Эа. В Ассирии он символизирует царя, в древнееврейской традиции - царство, благородство, благовонность. Позднее кедр - эмблема Христа. Особое мифологическое значение имеет т. Н. Ливанский кедр («царь кедров»). Согласно библейской традиции, он был использован Соломоном при возведении храма. Этот же образ, заимствованный из «Песни Песней», встречается и как одно из имён девы Марии. Кипарис в южной Европе и юго-западной Азии - символ смерти, отчаяния, вечного горя, скорби, но и возрождения, бессмертия души, радости, милости. В Греции в ежегодных ритуалах оплакивания Афродитой погибшего Адониса участники процессии несли кипарис. С кипарисом связывается и одно из имён Афродиты (Киприда), так как название острова Кипр дано по «кипарисовому» признаку.

По свидетельству греческих и римских авторов, кипарис был посвящён Аполлону, Венере, Плутону, Сильваму и др. Из кипарисового дерева были сделаны палица Геракла, скипетр Юпитера, стрелы Купидона. В античной традиции кипарис рассматривался как дерево траура, посвящённое богу подземного царства и эриниям (фуриям). Некогда он был юношей, который, нечаянно убив любимого оленя, от горя превратился в дерево (Ovid. Met. X, 120 след.). В Древнем Иране кипарис почитался как священное дерево в силу того, что на нём было вырезано слово Аху-рамазды. Финикияне иногда заменяли конический камень, посвящённый Астарте, кипарисом. Древние евреи в праздник кущей пользовались кипарисом и миртом для возведения шатров. Сионский кипарис считался атрибутом девы Марии.

Достаточно распространены и этиологические мотивы, связанные с этим деревом (иранская версия об отростке кипариса, принесенном Заратуштрой с небес. Мифы о кипарисе как превращённом мифологическом персонаже, ср. Ovid. Met. X, 120).Лит. Funk and wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legends, v. 1-2. N. Y., 1949 (v. 1, p. 272. V. 2, p. 562-63);Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1961, p. 301, 402,895.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Можжевельник

(Juniperus) род хвойных растений семейства кипарисовых. Однодомные или двудомные вечнозелёные деревья и кустарники, прямостоячие или распростёртые по земле. Листья супротивные или в мутовках, у одних видов чешуевидные, тесно прижатые к побегам, у других — острые, игловидные, отстоящие. Зрелые семенные шишки мясистые, созревают на 1-й, 2-й или 3-й год. М. Растут в подлеске светлых лесов, по опушкам, на открытых местах, песках, по сухим каменистым склонам гор, образуя заросли. Около 60 видов в Сев..

Можжевельник

МОЖЖЕВЕЛЬНИК - род вечнозеленых хвойных деревьев и кустарников семейства кипарисовых. Ок. 60 видов, главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Многочисленны в Ср. Азии (где можжевельник называют арчой) и на Кавказе. Имеют почвозащитное и водоохранное значение. Декоративные растения. Из побегов некоторых видов получают эфирное масло. Настой из ягод можжевельника обыкновенного применяют в медицине как мочегонное средство. 4 вида охраняются.. ..

Можжевельник

МОЖЖЕВЕЛЬНИК, род вечнозеленых хвойных деревьев и кустарников (семейство> кипарисовые). Свыше 60 видов, главным образом в умеренном поясе Северного полушария. В России около 15 видов, в Европейской части, на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке. Растут медленно, долговечны (живут 800 - 2000 лет). Имеют почвозащитное и водоохранное значение>. Декоративные растения. Из листьев и молодых побегов некоторых видов получают эфирное масло, обладающее фитонцидными свойствами. Настой из шишек (..

Можжевельник

(Juniperus L.) — род хвойных растений из сем. Кипарисовых. (Cupressaceæ). Это — вечнозеленые ароматические кустарники или деревья, покрытые кольчато-расположенными или супротивными листьями (у секции Sabina Endl.). В каждом кольце по три игольчатых обособленных листа. Супротивные листья чешуйчатые, приросшие к ветви и на спинке большею частью с маслянистою железкою. Цветки однополые, растения однодомные или двудомные. Мужской цветок помещается на верхушке короткой боковой веточки. Он шарообразно..

Можжевельник

(Juniperus), род хвойных вечнозеленых ароматных растений семейства кипарисовых (Cupressaceae), широко распространенных во внетропической части Северного полушария. Примерно 40 видов различной жизненной формы - от высоких стройных деревьев до стелящихся кустарников (стлаников). Высоко ценятся в декоративных посадках за густую крону, которую легко формировать в зависимости от желания садовода. Листья игловидные или чешуевидные в зависимости от вида и стадии развития одного растения. Мелкие женские..

Можжевельник

-а, м.. ..

Можжевельник

Верес, арча. ..

Можжевельник

Род вечнозеленых хвойных деревьев и кустарников семейства кипарисовых. Ок. 60 видов, главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Многочисленны в Ср. Азии (где можжевельник называют арчой) и на Кавказе. Имеют почвозащитное и водоохранное значение. Декоративные растения. Из побегов некоторых видов получают эфирное масло. Настой из ягод можжевельника обыкновенного применяют в медицине как мочегонное средство. 4 вида охраняются.. ..

Можжевельник

М.1) Хвойное дерево или кустарник семейства кипарисовых с ягодообразными шишками.2) Плоды такого растения.3) Древесина такого дерева.. ..

Можжевельник

МОЖЖЕВЕ́ЛЬНИК -а. М. Вечнозелёный хвойный кустарник или дерево сем. Кипарисовых с ягодообразными шишками (используется в медицине). Плод такого растения. Древовидный, колючий м. Настойка на можжевельнике.. ..

Можжевельник

-а, м. Хвойное дерево или кустарник сем. Кипарисовых. II прил. Можжевёловый, -ая, -ое.. ..

Можжевельник

Можжевёльника, м. Хвойный кустарник из подсемейства кипарисовых с душистыми ягодами. Порою только ветер свищет и можжевельник шевелит. Баратынский.. ..

Можжевельник

Обыкновенный (Juniperus communis), вечнозелёный [вечнозеленый] хвойный двудомный кустарник или деревце выс. До 5 м с игольчатыми колючими листьями сем. Кипарисовых. По ФХ официнален плод М.— можжевеловые ягоды, собранные осенью и высушенные шишкоягоды дикорастущего кустарника М. Обыкновенного. Действующее начало — эфирные масла, к-рые усиливают перистальтику, повышают секрецию желез, расслабляют сфинктеры, действуют диуретически и антисептически. Применяют внутрь в форме кашек, настоев, густых с..

Можжевельник

Род вечнозелёных хвойных деревьев и кустарников сем. Кипарисовых. Ок. 60 видов, гл. Обр. В умеренном поясе Сев. Полушария. Многочисленны в Ср. Азии (где М. Наз. Арчой) и па Кавказе. Имеют почвозащитное и водоохранное значение. Декор. Р-ния. Из побегов нек-рых видов получают эфирное масло. Настой из ягод М. Обыкновенного применяют в медицине как мочегонное средство. 4 вида охраняются. Можжевельник. 1 - обыкновенный. 2 - казацкий.. ..

Можжевельник

(Juniperus), род вечнозелёных, б. Ч. Двудомных растений сем. Кипарисовых. Небольшие деревья выс. До 10-12 м, реже до 20-30 м, или кустарники, иногда стелющиеся. Листья попарно супротивные или реже в мутовках, по 3, игловидные у молодых и чешуевидные или игловидные у взрослых. Микростробилы мелкие, овальные, в пазухах листьев или на концах боковых побегов, созревают и пылят весной, на 2-й год. После оплодотворения мегастробилы быстро разрастаются, срастаются между собой, превращаясь в сочные шишк..

Можжевельник

МОЖЖЕВЕЛЬНИК Перевод кустарник или небольшое хвойное деревцо с ягодообразными плодами. Встречается в лесах. Древесина М. Находит различное поделочное применение. Виргинский М. Искусственно разводится для карандашного производства. Кустарниковые М. Хороши для живых изгородей.. ..

Можжевельник

(3Ц 19.4. Иов 30.4)-хвойное кустарниковое вечнозеленое растение из семейства кипарисовых с мелкими листьями, прямостоящее и стелющееся. Растет на сухих местах, дает мало тени. Во многих переводах в указанных местах стоит «дрок» (см.).. ..

Можжевельник

Евр. Слово ротэм обозначает не М., как значится в Синод. Пер., а Genista raetam. Кусты этого похожего на дрок растения из семейства мотыльковых встречаются в пустынях Сирии и Аравии. Растение, достигающее высоты человеч. Роста, полностью лишено листьев, его короткий ствол древенист, а многочисл. Ветки имеют зеленую окраску. Куст дает легкую тень (3Цар 19:4 и след.). Весной растение покрывается белоснежными, с красными полосками цветами, имеющими запах миндаля. Его корни горьки на вкус и состоят ..

Можжевельник

(Иов.30:4 , Пс.19:4 , 3Цар.19:4 ), по славянски. Смерчие. Это известный хвойный кустарник из семейства кипарисовых, растет почти по всей Европе и Азии, преимущественно в Аравии по горам, долинам и равнинам. Под тенью можжевелового куста отдыхал ·пр. Илия на пути своем к Хориву (3Цар.19:4 ). В ·кн. Иова можжевеловые ягоды представляются пищею самых бедных людей. "щиплют зелень подле кустов, говорится в ней и ягоды можжевельника хлеб их". (Иов.30:4 ). Уголья можжевелового дерева необыкновенно долг..

Модель Мира

(мифопоэтическая). В самом общем виде М. М. Определяется как сокращённое и упрощённое отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах. М. М. Не относится к числу понятий эмпирического уровня (носители данной традиции могут не осознавать М. М. Во всей её полноте). Системность и операционный характер М. М. Дают возможность на синхронном уровне решить проблему тождества (различение инвариантных и вариантных отношений), а на диахронич..

Модрон

В мифологии валлийских кельтов Модрон, чье имя означало "матерь", - мать Мабона. Ее имя, по-видимому, представляет собой версию галльского Матрона. Модрон считалась матерью-богиней (см. Глава 23).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Моисей

Моше (евр. Môðeh. Этимология неясна, наиболее распространённые объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр. Глагола mašah, «вытаскиваю» - ср. Народную этимологию в самой Библии, Исх. 2, 10, либо из коптск. Mоse, «дитя», входящего в ряд теофорных имён. Греч. Μωσής Μωνσής), в преданиях иудаизма и христианства первый пророк Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племён в т. Н. Исходе из Египта в Ханаан (Палестину). Историче..

Мойры

Или Парки(Μοι̃ραι, Parcae). Три богини, дочери Ночи, управляющие судьбой человека (μοίρα — судьба). Первая, Клофо, прядет нить жизни. Вторая, Лахезис, определяет судьбу жизни. Третья, Атропа, т. Е. Неизбежная, отрезает нить жизни. Они знают наперед участь, ожидающую каждого человека, и люди должны подчиняться этим могущественным богиням. У римлян эти богини назывались парками.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Можжевельник Можжевельник

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Можжевельник" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Можжевельник, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 12 символа