Мокошь

100

В восточнославянской мифологии богиня. М.- единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. При перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» М. Замыкает список, начинающийся с Перуна. Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них М., при сохранении её противопоставления мужским богам, может быть выдвинута на первое место. Память о М. На Украине сохранялась до сер. 19 в. По данным северорусской этнографии, М. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе. Поверья запрещают оставлять кудель, а «то Мокоша опрядёт». Непосредственным продолжением образа М.

После принятия православия стала Параскева Пятница. Пятницу в украинских ритуалах 19 в. Представляла женщина с распущенными волосами, которую водили по деревням. Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель. Название этого обряда - «мокрида», как и имя М., связано с корнем «мокрый», «мокнуть» (вместе с тем возможна и связь с *mokos, «прядение»). Ср. Также русскую Среду, Середу - женский мифологический персонаж, связанный, как и Пятница, с нечетом, женским (враждебным) началом. Считалось, что Среда помогала ткать и белить холсты, наказывала тех, кто работал в среду. На общеславянский характер М. Указывает словенская сказка о колдунье Mokoška, зап.-слав. Топонимы типа Mokošin vrch («Мокошин верх», ср. Положение кумира М.

На вершине холма), полабского Mukus, Mukeš, старолужицк. Mococize и др. Типологически М. Близка греческим мойрам, германским норнам, прядущим нити судьбы, хеттским богиням подземного мира - пряхам, иран. Ардвисуре Анахите и т. П. И продолжает древний образ женского божества - жены (или женского соответствия) громовержца в славянской мифологии.Лит. Аничков Е. В., Язычество и древняя Русь, СПВ, 1914. Иванов В. В., Мотивы восточнославянского язычества и их трансформации в русских иконах, в сб. Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв., М., 1976.В. В. Иванов, В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Мокошь

МОКОШЬ - женское божество, включенное в состав языческого пантеона в Киеве князем Владимиром Святославичем.. ..

Мокошь

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Мокошь

Женское божество, включенное в состав языческого пантеона в Киеве князем Владимиром Святославичем.. ..

Мокошь

МО́КОШЬ -и. Ж.. ..

Мокошь

— женское божество, включенное в состав языческого пантеона в Киеве князем Владимиром Святославичем.. ..

Мойры

Или Парки(Μοι̃ραι, Parcae). Три богини, дочери Ночи, управляющие судьбой человека (μοίρα — судьба). Первая, Клофо, прядет нить жизни. Вторая, Лахезис, определяет судьбу жизни. Третья, Атропа, т. Е. Неизбежная, отрезает нить жизни. Они знают наперед участь, ожидающую каждого человека, и люди должны подчиняться этим могущественным богиням. У римлян эти богини назывались парками.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Мойтура

См. Маг туиред(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Мол

— отец Мериона.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Молиона

— мать Молионидов (Акторидов). Еврита и Ктеата.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Дополнительный поиск Мокошь Мокошь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мокошь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мокошь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа