Наги
(др.-инд. Nâga), в индуистской мифологии полубожеетвенные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами.Н. Считались детьми Кадру, жены Кашьяпы, и постоянно враждовали с птицами и их царём Гарудой, рождённым другой женой Кашьяпы - Винатой. Н. Принадлежит подземный мир - питала, где находится их столица Вхо-гавати и где они стерегут несметные сокровища земли. Н. Считаются мудрецами и магами, способными оживлять мёртвых и менять свой внешний вид. В человеческом облике Н. Часто живут среди людей, причём их женщины - нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся жёнами смертных царей и героев. Так, на деву шке-нагини женился герой «Махаб-хараты» Ашваттхаман, сын Дроны. Царевна-нагини Улупи была женой Арджуны, а нагини Кумудвати - женой Куши, сына Рамы.
В мифах названы многие цари Н., среди которых наиболее известны тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю. Васуки, использованный богами и асурами в качестве верёвки при пахтанье мирового океана. Такшака. Обширный цикл мифов о Н. Имеется в первой книге «Махабхараты», где говорится о великом жертвоприношении змей, предпринятом царём Джанамеджаей в отместку за убийство его отца Парикшита царём Н. - Такшакой. Жертвоприношение остановил мудрец Астика (племянник Васуки), воспользовавшийся правом высказать любое желание (это право предоставил ему Джанамеджая за то, что Астика его благословил) (Мбх. I 13-54). Одна из легенд этого цикла рассказывает, как Н. Получили бессмертие, отведав амриты, но при этом их языки раздвоились, ибо им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы куши (I 30).В индийских источниках представление о Н.
- божественных змеях - смешивается с представлением о Н. - исторических племенах, живших на северо-западе Индии ещё до прихода туда ариев. «Нагадвипа» («страна нагов») рассматривалась как одна из девяти областей Бхаратаварши, т. Е. Индии (Вишну-пур. II 3, 6). С корнем «нага» связано большое число индийских топонимов. Предполагается, что реальные Н. Были племенами монголоидной расы, имевшими своим тотемом змею (кобру), и что мифологическая интерпретация была, таким образом, наложена на историческую основу.Лит. Vogel J- P., Indian serpent-lore. Or, the Nägas in Hindu legend and art, L., 1927.П. А. Гринцер. В буддийской мифологии Н. - змееподобные полу божества. По всей вероятности, Н. Играли важную роль в мифологии доарийской Индии, и во включении их в буддийскую мифологию некоторые буддологи (Э.
Конзе и др.) видят даже признак неарийского происхождения буддизма. Описания Н. Встречаются во многих канонических текстах, например в «Джатаках». Н. Разделяются на два класса - живущих в воде (в реках и морях) и на суше. Н. Могут превращаться и в человека. Нередко они вступают в любовные отношения как с женщинами, так и с мужчинами, потомки этих связей чрезвычайно нежны, так как имеют «водяную сущность». Н. Часто гневаются. Считается, что их дыхание ядовито, а взгляд может принести смерть. К буддизму Н. Относятся благосклонно и часто выступают его горячими приверженцами. Сам Шакьямуни, ещё до того как стать буддой, несколько раз перерождался в образе нага. В мифологии махаяны распространены легенды, повествующие о том, как известный философ Нагарджуна добыл у Н.
Сутру «Праджняпарамиту», которая ими охранялась до тех пор, пока люди не созрели до её понимания. Вне Индии Н. Сопоставлялись с местными змееподобными божествами (как, напр., с лу в Тибете).Лит. Bless L. W., The Buddha and the Nâga. A study In Buddhist folk religiosity, «History of Religion., 1973, ». 13, N 1, p. 36-58.Л. Э. Мялль. В мон-кхмерской мифологии Н. Обитают под землёй и в водных источниках. Могут превращаться в красивых женщин. По одному из мифов, основатель кхмерского государства Прах Тхон смог проникнуть в их мир, сидя на дереве, которое каждую ночь опускалось под землю. Там он женился на дочери их царя, который дал ему сам-пот (поясную одежду) с изображением Н. В старину жених должен был дарить невесте такой сампот.
Прежде во время брачной церемонии жениху и невесте спиливали немного передние зубы, чтобы они не смогли превратиться в Н. Женщина-Н. - центральный образ кхмерских династийных мифов. Согласно одному из них, кхмерский король должен был проводить ночи вместе с многоголовой Н. И от этого зависело благосостояние страны. В одном буддийском мифе Мучилинде-Н. Принадлежит заслуга спасения Будды во время потопа, в другом - Н. Обманным путём стал учеником Будды и был разоблачён. Изображения Н. Часты на барельефах Ангкора.У лаотянцев особенно выражена функция Н. Как духов - защитников страны. Так, считается, что столицу Лаоса Луангпрабанг охраняют двенадцать Н. Во главе с Тхао Бунсонгом и Тхао Тонгкхуангом. По указанию Н. Был построен город Вьентьян, бывшая столица одного из княжеств.
Н. В дождливый сезон обитают в прудах и на рисовых полях, залитых водой, а в сухой - плавают в реках и тогда бывают злы. С наступлением сезона дождей устраивались обряды с целью облегчить Н. Переход из рек во внутренние водоёмы для обеспечения плодородия полей. Н. Обитают также в скалах. По средневековым лаосским манускриптам, существует пятнадцать царей Н. (прайя нак). Они живут у слияний рек, на порогах. Эти духи вод могут превращаться в людей. Согласно этим данным, наиболее могучие Н. - Пха Сыа, охраняющий север страны, и Паксопроп.я. В. Чеснов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Наги
На нашем сайте Вы найдете значение "Наги" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Наги, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 4 символа