Начикетас

104

(др.-инд. Ná-ciketas, букв. «незнающий» и, как предполагается, поэтому ищущий знания, пути к нему), древнеиндийский мифологический персонаж, известный из поздне-ведийской литературы. История Н. С некоторыми вариациями рассказана в «Тайттирия-брахмане» (III 11, 8) и в «Катха-упанишаде» (I 1-3), продолжающих, видимо, одну и ту же традицию, связанную с «Чёрной Яджурведой». Отец Н., праведный брахман Ваджашраваса (другие его имена - Готама и Ауддалака Аруни), приносит в жертву всё своё состояние. Н„ полагая, что отец собирается принести в жертву и его, трижды обращается с вопросом. «Отец, кому ты меня отдашь?». Отец в гневе отвечает. «Смерти я тебя отдам!», т. Е. Владыке смерти, хозяину царства мёртвых Яме. Н. Отправляется к нему и проводит три ночи в обители Ямы, не получив пропитания.

Возвратившись к себе. Яма находит Н., принимает его как почётного гостя и предлагает выбрать три дара. Н. Просит сделать так, чтобы отец стал милостивым к нему. Яма обещает выполнить эту просьбу. Н. Просит рассказать ему о небесном огне и о том, как, преодолев голод и жажду, обитатели небесного мира наслаждаются бессмертием, не зная ни страха, ни старости, ни смерти. Яма рассказывает Н. Об огне как начале мира и об устройстве жертвенного алтаря - составе его частей и их порядке (можно думать, что этот последний мотив как-то связан с возможностью народно-этимологического соотнесения имени Н. С звуковым комплексом na-cik-, где cik- одна из основ глагола ci-, обозначающего устройство жертвенного алтаря, приведение его в порядок, возведение его).

Н. Повторяет Яме сказанное им, и умилостивленный Яма даёт Н. Дополнительный дар. Он называет небесный огонь именем Н. - начикетас. Трижды возжёгший этот огонь и познавший эту триаду совершает три действия, преодолевает рождение и смерть, отбрасывая страх и печаль, достигает бесконечного покоя и радуется в небесном мире. Но Н. Спрашивает Яму о самом главном, что беспокоило его ещё на земле с самого детства, - о том, что ожидает человека после смерти. Яма пытается уклониться от ответа на этот вопрос, он предлагает Н. В дар сыновей, внуков, скот, золото, долгую жизнь, красавиц на колесницах, сопровождаемых музыкой, и т. П. Н. Отказывается от всех этих даров. «. Не должен человек радоваться богатству. Разве сможем мы владеть богатством, увидев тебя.

Кто из подверженных уничтожению и смерти внизу на земле, приблизившись к уничтожимости и бессмертию, узнав и поразмыслив об удовольствиях, - станет радоваться слишком долгой жизни. Скажи нам, смерть, о том, в чем сомневаются, что (заключено) в великом переходе, - этот дар..., и не иной, выбирает Начикетас» (Катха-уп. I 1, 26-29). Яма вынужден дать ответ и на эту, третью просьбу Н., потому что Н. Заслужил этого. Яма противопоставляет приятное, к которому стремятся глупые ради мирского благополучия, благому, которому привержены разумные люди, стремящиеся к знанию. Только они могут постичь этот переход от жизни к смерти и самую высшую реальность. Но это постигается не рассудком, а самосозерцанием, преодолением и отказом от радости и от горя.

Яма рассказывает Н., как от незнания перейти к знанию, и сравнивает этот переход с разожжённым огнём начикетасом («С помощью преходящих вещей я достиг непреходящего», I 2, 10). Далее Яма говорит о священном слоге Ом и его символике, о постижении высшего атмана, который сравнивается с владельцем колесницы, тогда как тело - с колесницей, рассудок - с колесничим, разум - с поводьями, чувства - с конями, предметы, восприятия - с дорогой (I 3, 3-4), о иерархии (ср. Снизу вверх. Чувства - воспринимаемые ими предметы - разум - рассудок - атман - непроявленное - Пуруша. Ср. «Нет ничего выше Пуруши. Это конечная цель. Это высший путь», I 3, 11).История Н. Представляет собой образец философского мифа с сильными элементами рационалистического умозрения.

В этом смысле он соприкасается с другими образцами древнеиндийского умозрения, знания (veda), принадлежащими уже к философско-религиозной традиции и к сфере «пред-научных» сочинений. Вместе с тем в ней отчётливо обнаруживаются фольклорные Элементы. Необдуманный гнев, дающий начало всему действию. Нисхождение живого человека (юноши) в царство смерти. «прение» со смертью. Три дара - три желания. «умные» вопросы - желания (как инверсия «умных» ответов). Достижение бессмертия через смерть (с её помощью). В истории Н. Обнаруживается присутствие элементов и фольклорной техники (диалог в царстве мёртвых, очень существенная роль числа три, сравнения и уподобления и т. П.). Исследования обеих версий истории Н. Показали, что при всей их близости, они, видимо, восходят к более древнему источнику, который мог довольно значительно отличаться от засвидетельствованных текстов.

Одним из отражений общего первоисточника и, следовательно, текстом, родственным позднейшим версиям истории о Н., возможно, следует считать гимн - разговор мальчика с умершим отцом (РВ Х 135), в котором в перевёрнутом по сравнению с сюжетом Н. Виде выступает та же схема. Ср. «Под дерево с прекрасными листьями, где пьёт с богами Яма, туда наш отец устремляется к предкам» (X 135, 1). Здесь же сравнение с колесницей, диалог отца с сыном, философизирующая тенденция (авторская тема).История Н. Отмечает собой тот исключительной важности рубеж между «философизируемой» мифологией и «мифологизируемой» философией, который даёт ценный материал, касающийся поздних трансформаций мифа и особенностей усвоения мифологического материала философской и ранне-научной традицией.

Высокие достоинства мифа о путешествии Н. В царство смерти позволяют сопоставить его с философскими мифами Платона или Нового завета.Лит. Упанишады, М., 1967, с. 95-112, 266-76. Johnston Ch., The dramatic element in the Upanishads, «The Monist», 1910, v. 20, № 2. Hertel J., Die Weleheit der Upa-nischaden, Munch., 1921. Faddegon B„ De interpretatie der Kâthakâ-Upaniºad, Amst., 1923;Heller Г., Die Myatik In den Upantschaden, Munch., 1926. Otto R., Die Katha-Upanischad, В., 1936 (Aus der Welt der Religion. Religion. Wiss. Reihe, 24). Glasenapp Н. Von, Buddhism in the Kâthaka-Upanisad, в сб. New Indian Antiquary, v. 1, Bombay, 1938-39;Weller F., Versuch einer Kritik der Kajhopanisad. В., 1953. Jordens J., Death in the Upanisads, «Journal of the Oriental Institute М.

8. University of Baroda», 1965, т. 14, № 3.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Начикетас

НАЧИКЕТАС - в ведийской мифологии герой, посетивший царство мертвых и выведавший у бога Ямы священные тайны и философские истины.. ..

Начикетас

В ведийской мифологии герой, посетивший царство мертвых и выведавший у бога Ямы священные тайны и философские истины.. ..

Нацилиани

(букв. «владеющий долей»), в грузинской мифологии человек или животное, одарённые священными знаками (долями) божеств. Божество неба или солнца одаривает избранника крестом или изображением солнца, божество луны - знаком месяца и т. Д. Н. Должны скрывать свои «доли», которые, как считалось, располагаются у них под лопатками в виде светящегося знака или свечи. Представления о Н. Возникли, вероятно, ещё в глубокой древности. Об этом свидетельствуют археологические материалы, относящиеся к периоду ..

Начала

(греч. Άεχαί), в христианских представлениях один из девяти чинов ангельских. Упоминается в Новом завете (Рим., 8, 38. Кол. 1, 16). По классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 - нач. 6 вв.) - седьмой чин, составляющий вместе с архангелами и ангелами третью триаду. о. Н.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Нашгушвзда

Нагучица, в мифологии адыгов уродливая, дряхлая, горбатая старуха, с железными зубами, с грудями, закинутыми за спину. Олицетворяет враждебные человеку силы. Н. - коварная и жестокая воительница, похитительница детей, людоедка. Живёт в избушке в лесу, чаще одна (согласно некоторым сюжетам, - с единственной дочерью, помогающей спастись девушке, пленённой Н.). В адыгском нартском эпосе от Н. Происходит карликовое племя испы. Иногда Н. Играет положительную роль. Если герою удаётся, незаметно подкра..

Наяды

(Naiades, Ναϊάδες). Нимфы вод на материке, т. Е. Рек, источников и стоячих вод. См. Нимфы.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Начикетас Начикетас

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Начикетас" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Начикетас, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 9 символа