Опьяняющий Напиток
Наркотик, в большинстве религиозно-мифологических и ритуальных традиций важный атрибут мифологических персонажей, средство достижения особого сакрально отмеченного состояния. Персонифицированное божество. Характерно, что во множестве традиций обнаруживается тенденция к приготовлению О. Н. Из какого-то одного определённого вещества (ср. Пульке в Мексике из сока алоэ, чича у американских индейцев из маниока у одних племён или из кукурузы у других, китайская водка из риса, пиво из ячменя или проса в Европе, тодди из сока пальмы в Африке и ряде азиатских стран, вино из винограда в Средиземноморье и т. П.). При этом связь О. Н. С соответствующим растением-субстратом мотивируется особыми мифологическими прецедентами.
С мифологической (а отчасти и с физиологической) точки зрения к О. Н., приводящим к определённым изменениям в состоянии мифологического персонажа, относятся не только вино, пиво, мёд, брага, кумыс и т. П., т. Е. Собственно опьяняющие напитки, но и галлюциногенные напитки типа сомы и хаомы у индоиранцев, опиума, напитков, изготовляемых из мухомора (Amanita muscaria) или древесных грибов, спорыньи и т. П. От О. Н. Принципиально не отделимы нежидкие полуфабрикаты О. Н. (мухомор, ср. Конопля-гашиш) и такие виды еды, как яблоки Идунн в древне-скандинавской мифологии или молодильные яблоки русских сказок.В иерархии О. Н. Важное место занимает напиток бессмертия, вкушение которого приносит вечную жизнь. В разных мифологических, фольклорных и ритуальных традициях встречается живая (целящая, сильная, священная) вода.
С ней связаны отдельные мотивы (она возвращает зрение, здоровье, молодость, воскрешает мёртвое божество или сказочного героя, уничтожает нечисть, даруется мифологическому персонажу и т. П.) или целые сюжеты (добывание живой воды, нисхождение в подземное царство за ней и т. П.). Лишь боги свободно пользуются и распоряжаются живой водой. Нередко обладание ею и делает их бессмертными. Характерный пример такой божественной живой воды в греческой мифологии - нектар (букв. «преодолевающий смерть»), поддерживающий бессмертие и вечную юность богов, производящий кровь богов (т. Н. Ихор, ιχώρ, ср. Ноm. II. V 340), отличающуюся от крови людей. Нередко нектар выступает вместе с амброзией и противостоит ей как напиток богов пище богов.
Такие напитки богов (или их пища) находятся на небе, на краю света [согласно Еврипиду, источники амбброзии находятся на крайнем западе, в садах Гесперид (Hippol. 742). Отсюда голуби приносят её Зевсу (Hom. Od. XII 62)] или в подземном царстве. Хорошо известны мотивы отвоевания богами напитка бессмертия у своих противников (нередко тоже божественного происхождения, ср. Т. Н. «старых богов», т. Е. Богов предыдущей формации), ср. Борьбу за амриту в древнеиндийском мифе о пахтанье океана и т. П.Большое значение в ряде мифопоэтических традиций имеют О. Н. Галлюциногенного типа, основой которых служит псилоцибин, содержащийся в некоторых видах грибов. В частности, действие таких О. Н. В значительной степени обеспечивает чувство реальности шаманских путешествий-полётов в верхний и нижний миры.
Употребление О. Н. Этого рода в палеоазиатских традициях было известно уже из ранних описаний. Галлюциногенными свойствами обладал древнеиндийский ритуальный О. Н. Сома [ср. РВ Х 119, в гимне, представляющем собой самовосхваление бога (возможно, самого Индры), напившегося сомы. «...Мне пять народов показались не более чем соринкой в глазу.- Не напился ли я сомы. Оба мира не идут в сравнение даже с одним моим крылом. Ростом я превзошёл небо, превзошёл эту великую землю. Поколочу я хорошенько землю там или тут. Я великий-великий, поднялся до туч.- Не напился ли я сомы?»). Ср. Мотивы увеличения Индры в объёме под влиянием выпитой сомы или его героических деяний в состоянии опьянения сомой и т. П. В разных древнеиндийских источниках].
Сома давал вдохновение певцам (ср. Миф из «Младшей Эдды» о том, как Один. Добыл мёд поэзии}, роль которых была особенно велика при изготовлении сомы, интерпретировавшемся как жертвоприношение (заклание) бога Сомы, сопровождаемое исполнением для него хвалебных гимнов. Видимо, сходный эффект достигался и в элевсинских мистериях использованием галлюциногенных свойств спорыньи (ср. Её изображения в вазовой живописи, в сюжете вручения Деметрой колосьев со спорыньёй Триптолему. Характерно, что в благодарность за возвращение своей дочери Персефоны из вида Деметра посвящает людей в элевсинские таинства. Предполагается, что и известный греческий О. Н. Χυχεών содержал в себе элементы с психотропическими свойствами типа мяты).О.
Н. Галлюциногенного типа (как сома) считались священными, иногда - божественными (так, напиток сома был одной из форм небесного божества Сомы). Ср. Месоамериканские мифы о рождении в преисподней бога маиса (иногда в месте, поражённом стрелой бога грома), происхождении из разных его частей (особенно из пальцев и ногтей) съедобных плодов, о нисхождении на землю бога ветра Кецалькоатля и божественной девы Майяуэль, превращении их в дерево с двумя ветвями, гибели девы и возникновении из неё растения метль (агава). О приготовлении из этого растения О. Н. Октли, вызывающего танцы, песни, радость, экстаз. Иногда говорится о девяти волшебниках О. Н., смешиваемых с маисом и дающих человеку силу и жир. Нередко О. Н. В мифах связан с огнём, от которого он произошёл или который в нём скрыт.
Во многих традициях существуют сюжеты, объясняющие знакомство людей (или даже богов) с веселящим О. Н. Похищением, кражей, совершаемой обычно с неба культурным героем. Кроме похищения сомы, ср. Полинезийский мотив похищения хмельного ритуального напитка из мира духов, совершаемого мифологическим персонажем по имени Лефанога (в ряде америндских и океанийских преданий сходным образом похищается пресная вода). Историю Одина, похищающего мёд (ср. Также некоторые мотивы сходного типа, связанные в «Эдде» и с Локи), и т. П. В ряде случаев появление О. Н. Соотносится с мотивом инцеста и его запрета. О. Н.- как результат действия высшей производительной силы и одновременно как её субститут. Этот последний мотив О. Н. Как особого божественного блага, как аналога небесного огня в космических водах (ср.
Обозначение ряда О. Н. Как «огненных») очень существен. Он объясняет и положительные, и отрицательные действия О. Н. С одной стороны, огонь О. Н. Входит в человека, вызывает подъём энергии, огненность духа, прилив жизненных сил. С другой стороны, он может быть и губительным - вызывать опьянение, угашающее сознательность, приводящее к расслаблению и упадку духовных сил. Соответственно архаическим культурам известно два типа священного безумия, связанного с употреблением возбуждающих О. Н. (или крови),- безумие радостного, светлого приобщения к божественному и творческому или безумие деструктивного типа, ведущее к разъединению, тьме, подавленности духа. Поэтому для целого ряда таких культур характерно особое внимание к ситуации порога, после которого священное и божественное опьянение (безумие) переходит в противоположное ему состояние, направляемое злыми силами.
Соответственно вырабатывались особые средства контроля и даже специальная пенитенциарная система. Наконец, в ряде культур вообще проводилось очень чёткое различие между О. Н. Сакрального и возвышающего типа и О. Н. Профанического типа, лишёнными благодатного действия (ср. Противопоставление сома - сура у древних индийцев, соответственно хаома - хура у древних иранцев или соотношение вино - сикер (а) в Библии). Существуют прямые свидетельства связи О. Н. С громовержцем. Их особенно много в ведийской традиции. «Самым сладким, самым опьяняющим потоком очищайся, о Сома, выжатый Индре для питья. И дойные коровы готовят этого телёнка - Сому для питья Индре...» (РВ IX 1). «Как капли дождя - на землю, соки сомы потекли к Индре» (IX 17), «Пей же, пей, Индра-герой, сому!» (IX 22).
«Лучшие сливки неба, Сому, сладчайшего, выжимайте для Индры, обладателя (громовой) палицы» (IX 51). В нуристанской мифологии Индра (Индр), почти полностью утративший своё первенство среди богов, всё-таки остаётся богом вина, виноградной лозы и ведает сбором урожая винограда. В мифе, записанном у нуристанского племени кати, Индр, потерпевший поражение от Гиша и отдавший ему вино как трофей, сохраняет особое отношение к вину. Он «активен» в нём. Достаточно убедительные параллели этой ситуации отмечены на другом конце индоевропейского мира - в Древнем Риме, где все празднества, связанные с вином, посвящались громовержцу Юпитеру. Количество генетического и типологического материала, подтверждающего связь основного О.
Н. С громовержцем, столь велико, что оказалось возможным сформулировать общее положение о соотнесённости О. Н. Именно с богами, осуществляющими функцию суверенности, высшего престижа, в частности военного (Ж. Дюмезиль). Связь громовержца с О. Н. Реализуется и в варианте мифа о наказании громовержцем своих детей (или младшего сына), которых он размельчает и разбрасывает под землёй. Через год они возрождаются в виде вегетативных образов (виноград, маис, маниок, ячмень и т. П. Культурные растения). Затем следует изобретение О. Н. Из плодов растения и новое соединение с богом (громовержцем) в коллективном ритуале благодаря действию О. Н. Наиболее известный (но далеко не единственный) пример этого типа - древнегреческий бог вина и виноделия, не только дающий здоровье и силу, но и прогоняющий заботы, страхи, страдания, веселящий и радующий сердце,- Дионис, сын громовержца Зевса.
Комплекс Дионис - вино и Зевс - амброзия позволяет восстановить связь с мотивом похищения орлом растения сомы, дающего напиток бессмертия для Индры (сходные мотивы известны и в целом ряде других традиций). Но при преимущественной связи с О. Н. Громовержца, сам он не выступает как бог вина, уступая эту функцию или персонажу, фигурирующему как его сын, или самому персонифицированному О. Н. (как Сома). Наряду с перечисленными существует большое число божественных персонажей или мифологических героев, которые так или иначе связаны с О. Н., соответствующим растением и празднествами, характеризующимися обильными возлияниями. Иногда эти персонажи входят в свиту «винного» бога, в других случаях они сюжетно связаны с темой О.
Н. (ср. Опьянение Ноя или Лота), в третьих случаях появляются т. Н. «предвинные» божества, ведающие ферментацией, обусловливающей получение вина [ср. Жемайтское божество Дугнай, имеющее отношение к брожению замешанного теста, или литовский Раугупатис (от лит. «киснуть»), собств.- «господин брожения»]. Такие божества нередко связаны с подземным царством. Тем самым намечается путь О. Н.- от нижнего мира к верхнему - к громовержцу. Таким образом, вино, как и другие О. Н., выступает как одно из эффективных средств коммуникации между космическими зонами (наряду с древом мировым, мировой горой и т. П.). Помимо указанных выше ритуалов, где О. Н. (вино) является или основным героем праздника, или важнейшим его средством, вино используется и в ритуалах совсем другого типа.
Ср. Причащение вином в христианстве или крещение ребёнка в О. Н. Пульке у мексиканских баптистов (по достижении четырёхлетнего возраста выбираются боги-покровители, ребёнок проносится над огнём, и ему снова дают пульке, чтобы «вырасти большим»), повсеместное использование О. Н. В ритуале свадьбы, часто в погребальном ритуале и при поминальной трапезе и т. Д. О символике вина см. В ст. ВиноЛиг. Тэйлор Э. В., Первобытная культура, пер. С англ., М. 1939. С. 148-50. Топоров В. Н., Семантика мифологических представлений о грибах, «Balcanica», М., 1979. Thieme P., Studien zur indogermanischen Wortkunde und Rellgionageachlchte, В., 1952 (Кар. 1 - Nektar, Кар. 2-Ambrosia). Livi-Strausa С., Mythologiques, t. 1-3, P., 1964-68. Wasson R. G., Soma. Divine mushroom of immortality, [N.
Y., 1968]. Dumézil G., Fêtes romaines d'ete et d'automne, suivi de dix questions romaines, P., 1975. Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1962, p. 471-73.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Опьяняющий Напиток
На нашем сайте Вы найдете значение "Опьяняющий Напиток" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Опьяняющий Напиток, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 18 символа