Опьяняющий Напиток

146

Наркотик, в большинстве религиозно-мифологических и ритуальных традиций важный атрибут мифологических персонажей, средство достижения особого сакрально отмеченного состояния. Персонифицированное божество. Характерно, что во множестве традиций обнаруживается тенденция к приготовлению О. Н. Из какого-то одного определённого вещества (ср. Пульке в Мексике из сока алоэ, чича у американских индейцев из маниока у одних племён или из кукурузы у других, китайская водка из риса, пиво из ячменя или проса в Европе, тодди из сока пальмы в Африке и ряде азиатских стран, вино из винограда в Средиземноморье и т. П.). При этом связь О. Н. С соответствующим растением-субстратом мотивируется особыми мифологическими прецедентами.

С мифологической (а отчасти и с физиологической) точки зрения к О. Н., приводящим к определённым изменениям в состоянии мифологического персонажа, относятся не только вино, пиво, мёд, брага, кумыс и т. П., т. Е. Собственно опьяняющие напитки, но и галлюциногенные напитки типа сомы и хаомы у индоиранцев, опиума, напитков, изготовляемых из мухомора (Amanita muscaria) или древесных грибов, спорыньи и т. П. От О. Н. Принципиально не отделимы нежидкие полуфабрикаты О. Н. (мухомор, ср. Конопля-гашиш) и такие виды еды, как яблоки Идунн в древне-скандинавской мифологии или молодильные яблоки русских сказок.В иерархии О. Н. Важное место занимает напиток бессмертия, вкушение которого приносит вечную жизнь. В разных мифологических, фольклорных и ритуальных традициях встречается живая (целящая, сильная, священная) вода.

С ней связаны отдельные мотивы (она возвращает зрение, здоровье, молодость, воскрешает мёртвое божество или сказочного героя, уничтожает нечисть, даруется мифологическому персонажу и т. П.) или целые сюжеты (добывание живой воды, нисхождение в подземное царство за ней и т. П.). Лишь боги свободно пользуются и распоряжаются живой водой. Нередко обладание ею и делает их бессмертными. Характерный пример такой божественной живой воды в греческой мифологии - нектар (букв. «преодолевающий смерть»), поддерживающий бессмертие и вечную юность богов, производящий кровь богов (т. Н. Ихор, ιχώρ, ср. Ноm. II. V 340), отличающуюся от крови людей. Нередко нектар выступает вместе с амброзией и противостоит ей как напиток богов пище богов.

Такие напитки богов (или их пища) находятся на небе, на краю света [согласно Еврипиду, источники амбброзии находятся на крайнем западе, в садах Гесперид (Hippol. 742). Отсюда голуби приносят её Зевсу (Hom. Od. XII 62)] или в подземном царстве. Хорошо известны мотивы отвоевания богами напитка бессмертия у своих противников (нередко тоже божественного происхождения, ср. Т. Н. «старых богов», т. Е. Богов предыдущей формации), ср. Борьбу за амриту в древнеиндийском мифе о пахтанье океана и т. П.Большое значение в ряде мифопоэтических традиций имеют О. Н. Галлюциногенного типа, основой которых служит псилоцибин, содержащийся в некоторых видах грибов. В частности, действие таких О. Н. В значительной степени обеспечивает чувство реальности шаманских путешествий-полётов в верхний и нижний миры.

Употребление О. Н. Этого рода в палеоазиатских традициях было известно уже из ранних описаний. Галлюциногенными свойствами обладал древнеиндийский ритуальный О. Н. Сома [ср. РВ Х 119, в гимне, представляющем собой самовосхваление бога (возможно, самого Индры), напившегося сомы. «...Мне пять народов показались не более чем соринкой в глазу.- Не напился ли я сомы. Оба мира не идут в сравнение даже с одним моим крылом. Ростом я превзошёл небо, превзошёл эту великую землю. Поколочу я хорошенько землю там или тут. Я великий-великий, поднялся до туч.- Не напился ли я сомы?»). Ср. Мотивы увеличения Индры в объёме под влиянием выпитой сомы или его героических деяний в состоянии опьянения сомой и т. П. В разных древнеиндийских источниках].

Сома давал вдохновение певцам (ср. Миф из «Младшей Эдды» о том, как Один. Добыл мёд поэзии}, роль которых была особенно велика при изготовлении сомы, интерпретировавшемся как жертвоприношение (заклание) бога Сомы, сопровождаемое исполнением для него хвалебных гимнов. Видимо, сходный эффект достигался и в элевсинских мистериях использованием галлюциногенных свойств спорыньи (ср. Её изображения в вазовой живописи, в сюжете вручения Деметрой колосьев со спорыньёй Триптолему. Характерно, что в благодарность за возвращение своей дочери Персефоны из вида Деметра посвящает людей в элевсинские таинства. Предполагается, что и известный греческий О. Н. Χυχεών содержал в себе элементы с психотропическими свойствами типа мяты).О.

Н. Галлюциногенного типа (как сома) считались священными, иногда - божественными (так, напиток сома был одной из форм небесного божества Сомы). Ср. Месоамериканские мифы о рождении в преисподней бога маиса (иногда в месте, поражённом стрелой бога грома), происхождении из разных его частей (особенно из пальцев и ногтей) съедобных плодов, о нисхождении на землю бога ветра Кецалькоатля и божественной девы Майяуэль, превращении их в дерево с двумя ветвями, гибели девы и возникновении из неё растения метль (агава). О приготовлении из этого растения О. Н. Октли, вызывающего танцы, песни, радость, экстаз. Иногда говорится о девяти волшебниках О. Н., смешиваемых с маисом и дающих человеку силу и жир. Нередко О. Н. В мифах связан с огнём, от которого он произошёл или который в нём скрыт.

Во многих традициях существуют сюжеты, объясняющие знакомство людей (или даже богов) с веселящим О. Н. Похищением, кражей, совершаемой обычно с неба культурным героем. Кроме похищения сомы, ср. Полинезийский мотив похищения хмельного ритуального напитка из мира духов, совершаемого мифологическим персонажем по имени Лефанога (в ряде америндских и океанийских преданий сходным образом похищается пресная вода). Историю Одина, похищающего мёд (ср. Также некоторые мотивы сходного типа, связанные в «Эдде» и с Локи), и т. П. В ряде случаев появление О. Н. Соотносится с мотивом инцеста и его запрета. О. Н.- как результат действия высшей производительной силы и одновременно как её субститут. Этот последний мотив О. Н. Как особого божественного блага, как аналога небесного огня в космических водах (ср.

Обозначение ряда О. Н. Как «огненных») очень существен. Он объясняет и положительные, и отрицательные действия О. Н. С одной стороны, огонь О. Н. Входит в человека, вызывает подъём энергии, огненность духа, прилив жизненных сил. С другой стороны, он может быть и губительным - вызывать опьянение, угашающее сознательность, приводящее к расслаблению и упадку духовных сил. Соответственно архаическим культурам известно два типа священного безумия, связанного с употреблением возбуждающих О. Н. (или крови),- безумие радостного, светлого приобщения к божественному и творческому или безумие деструктивного типа, ведущее к разъединению, тьме, подавленности духа. Поэтому для целого ряда таких культур характерно особое внимание к ситуации порога, после которого священное и божественное опьянение (безумие) переходит в противоположное ему состояние, направляемое злыми силами.

Соответственно вырабатывались особые средства контроля и даже специальная пенитенциарная система. Наконец, в ряде культур вообще проводилось очень чёткое различие между О. Н. Сакрального и возвышающего типа и О. Н. Профанического типа, лишёнными благодатного действия (ср. Противопоставление сома - сура у древних индийцев, соответственно хаома - хура у древних иранцев или соотношение вино - сикер (а) в Библии). Существуют прямые свидетельства связи О. Н. С громовержцем. Их особенно много в ведийской традиции. «Самым сладким, самым опьяняющим потоком очищайся, о Сома, выжатый Индре для питья. И дойные коровы готовят этого телёнка - Сому для питья Индре...» (РВ IX 1). «Как капли дождя - на землю, соки сомы потекли к Индре» (IX 17), «Пей же, пей, Индра-герой, сому!» (IX 22).

«Лучшие сливки неба, Сому, сладчайшего, выжимайте для Индры, обладателя (громовой) палицы» (IX 51). В нуристанской мифологии Индра (Индр), почти полностью утративший своё первенство среди богов, всё-таки остаётся богом вина, виноградной лозы и ведает сбором урожая винограда. В мифе, записанном у нуристанского племени кати, Индр, потерпевший поражение от Гиша и отдавший ему вино как трофей, сохраняет особое отношение к вину. Он «активен» в нём. Достаточно убедительные параллели этой ситуации отмечены на другом конце индоевропейского мира - в Древнем Риме, где все празднества, связанные с вином, посвящались громовержцу Юпитеру. Количество генетического и типологического материала, подтверждающего связь основного О.

Н. С громовержцем, столь велико, что оказалось возможным сформулировать общее положение о соотнесённости О. Н. Именно с богами, осуществляющими функцию суверенности, высшего престижа, в частности военного (Ж. Дюмезиль). Связь громовержца с О. Н. Реализуется и в варианте мифа о наказании громовержцем своих детей (или младшего сына), которых он размельчает и разбрасывает под землёй. Через год они возрождаются в виде вегетативных образов (виноград, маис, маниок, ячмень и т. П. Культурные растения). Затем следует изобретение О. Н. Из плодов растения и новое соединение с богом (громовержцем) в коллективном ритуале благодаря действию О. Н. Наиболее известный (но далеко не единственный) пример этого типа - древнегреческий бог вина и виноделия, не только дающий здоровье и силу, но и прогоняющий заботы, страхи, страдания, веселящий и радующий сердце,- Дионис, сын громовержца Зевса.

Комплекс Дионис - вино и Зевс - амброзия позволяет восстановить связь с мотивом похищения орлом растения сомы, дающего напиток бессмертия для Индры (сходные мотивы известны и в целом ряде других традиций). Но при преимущественной связи с О. Н. Громовержца, сам он не выступает как бог вина, уступая эту функцию или персонажу, фигурирующему как его сын, или самому персонифицированному О. Н. (как Сома). Наряду с перечисленными существует большое число божественных персонажей или мифологических героев, которые так или иначе связаны с О. Н., соответствующим растением и празднествами, характеризующимися обильными возлияниями. Иногда эти персонажи входят в свиту «винного» бога, в других случаях они сюжетно связаны с темой О.

Н. (ср. Опьянение Ноя или Лота), в третьих случаях появляются т. Н. «предвинные» божества, ведающие ферментацией, обусловливающей получение вина [ср. Жемайтское божество Дугнай, имеющее отношение к брожению замешанного теста, или литовский Раугупатис (от лит. «киснуть»), собств.- «господин брожения»]. Такие божества нередко связаны с подземным царством. Тем самым намечается путь О. Н.- от нижнего мира к верхнему - к громовержцу. Таким образом, вино, как и другие О. Н., выступает как одно из эффективных средств коммуникации между космическими зонами (наряду с древом мировым, мировой горой и т. П.). Помимо указанных выше ритуалов, где О. Н. (вино) является или основным героем праздника, или важнейшим его средством, вино используется и в ритуалах совсем другого типа.

Ср. Причащение вином в христианстве или крещение ребёнка в О. Н. Пульке у мексиканских баптистов (по достижении четырёхлетнего возраста выбираются боги-покровители, ребёнок проносится над огнём, и ему снова дают пульке, чтобы «вырасти большим»), повсеместное использование О. Н. В ритуале свадьбы, часто в погребальном ритуале и при поминальной трапезе и т. Д. О символике вина см. В ст. ВиноЛиг. Тэйлор Э. В., Первобытная культура, пер. С англ., М. 1939. С. 148-50. Топоров В. Н., Семантика мифологических представлений о грибах, «Balcanica», М., 1979. Thieme P., Studien zur indogermanischen Wortkunde und Rellgionageachlchte, В., 1952 (Кар. 1 - Nektar, Кар. 2-Ambrosia). Livi-Strausa С., Mythologiques, t. 1-3, P., 1964-68. Wasson R. G., Soma. Divine mushroom of immortality, [N.

Y., 1968]. Dumézil G., Fêtes romaines d'ete et d'automne, suivi de dix questions romaines, P., 1975. Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1962, p. 471-73.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Оп

Обван, обви, опчу, в корейской мифологии один из главных домашних духов (см. Касин), ведающий хозяйственными пристройками и приносящий богатство дому. Первоначально О. - дух амбара (сачхансин), которым выступал дух кормильца семьи. Считается, что О. Воплощается как в облике человека, так и в виде жабы, змеи и колонка. О. Живёт в амбаре, скирде или на крыше. В провинции Кёнгидо на заднем дворе крестьянских домов для О. И тходжу держат две скирды рисовой соломы. В Центральной и Южной Корее фетишем..

Опс

(Ops). Римская богиня плодородия и жатвы, жена Сатурна. Она считалась покровительницей брака и отождествлялась иногда с Фавной.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Оракул

— храм бога, в котором жрецы предсказывали будущее и давали ответы на затруднительные вопросы обращающихся к оракулу людей. Иногда “оракул” - сам ответ жрецов. Наибольшей известностью в Греции пользовался Пифийский оракул Аполлона в городе Дельфы.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Оран

Оран - родной брат св. Колумбы см. Айона). По преданию, добровольно согласился умереть ради того, чтобы св. Колумба, совершая погребальный обряд, мог освятить землю, на которой намеревался воздвигнуть свою капеллу.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Дополнительный поиск Опьяняющий Напиток Опьяняющий Напиток

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Опьяняющий Напиток" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Опьяняющий Напиток, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 18 символа