Орфеи

124

(Ορφεύς), в греческой мифологии сын фракийского речного бога Эагра (вариант. Аполлона, Clem. Rom. Horn. V 15) и музы Каллиопы (Apollod. I 3, 2). О. Славился как певец и музыкант, наделённый магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвует в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля «Арго» (Diod. 43,1. 48,6). Его музыка успокаивает гнев мощного Идаса (Apollod. Rhod. I 492-515). О. Женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, отправляется за ней в царство мёртвых. Пёс аида Кербер, эринии, Персефона и Аид покорены игрой О. Аид обещает О. Вернуть Эвридику на землю, если он исполнит его просьбу - не взглянет на свою жену, прежде чем войдёт в свой дом.

Счастливый О. Возвращается с женой, но нарушает запрет, обернувшись к жене, которая тут же исчезает в царстве смерти (Ovid. Met. X 1-63).О. Не почитал Диониса, считая величайшим богом Гелиоса и называя его Аполлоном. Разгневанный Дионис наслал на О. Менад. Они растерзали О., разбросав повсюду части его тела, собранные и погребённые затем музами (Ps.-Eratosth. 24). Смерть О., погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой. Голова его по реке Гебр плывёт к острову Лесбос, где её принимает Аполлон. Тень О. Спускается в аид, где соединяется с Эвридикой (Ovid. Met. XI 1-66). На Лесбосе голова О. Пророчествовала и творила чудеса (Orph. Vit. Frg. 115, 118-119). По версии, изложенной Овидием (Ovid.

Met. XI 67-84), вакханки растерзали О. И были за это наказаны Дионисом. Превращены в дубовые деревья.В мифах об О. Объединяется целый ряд древних мотивов (ср. Волшебное воздействие музыки О. И миф об Амфионе, нисхождении О. В аид и миф о Геракле в виде, гибель О. От рук вакханок и растерзание Загрея). О. Близок музам (Eur. Rhes. 943), он брат певца Лина (Apollod. I 3, 2). О.- учредитель вакхических оргий (Eur. Hippol. 953) и древних религиозных обрядов (Aristoph. Ran. 1032). Он посвящён в Самофракийские мистерии (Diod. 43, 1). С именем О. Связана система религиозно-философских взглядов (орфизм), возникшая на основе аполлоно-дионисовского синтеза в 6 в. До н. Э. В Аттике. Лит. Kern O., Orpheus, В., 1920. Norden Ed., Orpheus und Eurydice, •Sitzungeberichte der Preusaischen Akademie der Wisaenschatten, Philoeophische Hietorische Klasee., 1934, S.

626- 683. Lintorth I. М., The arts of Orpheus, Berkeley, 1941.А. Ф. Лосев. В античном искусстве Орфей изображался безбородым, в лёгкой хламиде. О.-фракиец - в высоких кожаных сапогах, с 4 в. До н. Э. Известны изображения О. В хитоне и фригийском колпаке. Одно из древнейших сохранившихся изображений О. Как участника похода аргонавтов - рельеф метопы сокровищницы сикионцев в Дельфах. В раннехристианском искусстве мифологический образ О. Связан с иконографией «доброго пастыря» (О. Отождествляется с Христом). В 15-19 вв. Различные сюжеты мифа использовали Дж. Веллиии, Ф. Косса, Б. Кардуччи, Дж. Б. Тьеполо, П. П. Рубенс, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Доменикино, А. Какова, О. Роден и др. В европейской литературе 20-40-х гг. 20 в. Тему «О. И Эвридика» разрабатывали Р.

М. Рильке, Ж. Ануй, И. Голь, П. Ж. Жув, А. Жид и др. В русской поэзии нач. 20 в. Мотивы мифа об О. Нашли отражение в творчестве О. Мандельштама, М. Цветаевой.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Орфеи

— мифический фракийский певец, сын музы Каллиопы. Обладал божественным даром очаровывать окружающих своим прекрасным пением, был участником похода аргонавтов. В переносном значении — сладкоголосый певец, чаровник.. ..

Орунган

В мифологии йоруба бог воздуха. Произошёл от божеств земли и воды, порождённых Обитала и Одудува. От связи О. С матерью были рождены 15 основных божеств пантеона, вышедших из её разорвавшегося тела (согласно одному мифу, в местности, где это случилось, образован город Ифе). Дада (божество растительности), Шанго, Огун, Олокун, Олоса, Ойя, Ошун и Оба (богини рек Нигер, Ошун и Оба), Ориша Око, Ошоси (божество охотников). Оке (бог гор), Адже Шалуга (божество богатства), Шанкпанна, или Шопона (бог ос..

Орф

Орт, Ортр (Ορθος, Ορθρος), в греческой мифологии двуглавый пес Гериона (Hes. Theog. 293. Apollod. II 5, 10), порождение Тифона и Эхидны, брат Кербера. От О. Эхидна родила Фикс (Сфинкс. Hes. Theog. 326). Вариант мифа (Tzetz. Schol. Lycophr. 653). Кроме двух собачьих голов, у О. Еще семь глав дракона. По Поллуксу (V 46), в Иберии, где имя О. Гаргеттий (или Тартеттий), у пса было святилище. Этимология имени О. Варьируется от простого эпитета Кербера («ранний», «утренний», или «всегда-на-страже») до..

Орфей

(Orpheus, Ορφεύς). Поэт догомеровской эпохи, мифическое лицо. По преданию он был сын Эагра и Каллиопы, жил во Фракии и участвовал в походе Аргонавтов. Он так хорошо пел и играл на лире, полученной им от Аполлона, что усмирял диких зверей и приводил в движение деревья и скалы. Он женился на нимфе Эвридике, которая умерла, укушенная змеей. Орфей спустился в ад за своей супругой, где своим пением приостановил страдания умерших. Аид позволил ему взять на землю Эвридику, но с тем условием, чтобы он н..

Орфей 1 В Подземном Царстве

Великий певец Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, жил в далекой Фракии. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил ее певец Орфей. Но недолго наслаждался Орфей счастливой жизнью с женой своей. Однажды, вскоре после свадьбы, прекрасная Эвридика собирала со своими юными резвыми подругами нимфами весенние цветы в зеленой долине. Не заметила Эвридика в густой траве змеи и наступила на нее. Ужалила змея юную жену Орфея в ногу. Громко вскрикнула Эвридика и упала на руки подбеж..

Дополнительный поиск Орфеи Орфеи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Орфеи" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Орфеи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 5 символа