Пряжа

135

Мифопоэтический символ долгой жизни, прядения - ткачества, также причудливости фантазии, преувеличения. Образ П., пряденой нити, вытягивания её и сучения обычно тесно связан (а иногда и неотделим) с темой сырья - животного (шерсть, руно, волос) и растительного (лён, конопля, хлопок и т. П.), а также с ткачеством как дальнейшей обработкой П. Когда речь идёт об обработке растительного материала, на первый план выступают мотивы, отсылающие к основному мифу в варианте умирающего и воскресающего бога. Бросание (семени) в землю, прорастание, вырывание (растения), его вытягивание, расчленение, помещение в воду и т. П. Когда П. Делается из животного материала, на первое место выдвигаются мотивы плодородия, выступающие прежде всего в ритуальной сфере.

Ср. Восточнославянский заговор от змей. «у чистом поли на синим мори стоиць дуб широколист, под тым дубом вовцы [овцы] стары, пераяры, черная вовна [волна, т. Е шерсть]. На той вовне ляжиць змея змеиная» (Е. Романов, Белорусский сборник V, № 280, с. 108). Связь дуба, шерсти и змеи отсылает к мотиву змея под мировым деревом (в заговорах мотивы шерсти и змеи иногда объединяются даже в имени змеи - Шкуропея). В одном из хеттских ритуалов, где фигурируют змея и шерсть (hulana, слово того же корня, что рус. Волна, «шерсть»), упоминается и веретено (hulali) и действие прядения - наматывания (hulaliia). Идея последовательно укрываемого и всё более возрастающего плодородия содержится в типовых текстах, в которых П., шерсть, шкуру вешают на дерево или другой растительный символ.

Ср. Хеттский ритуальный текст, посвящённый культу исчезающего и возвращающегося бога Телепинуса. «перед богом Телепинусом воздвигается вечнозеленое дерево еiа-, с него свешивается шкура (руно) овцы (барана), внутри же него помещается бараний (овечий) жир, внутри же него помещаются зерно (бога) полей и вино, внутри же него помещаются бык и овца (баран), внутри же него помещаются долгие годы (жизни) и потомство». В Египте, в Фивах на празднике Амона ежегодно приносили в жертву барана, снимали с него шкуру и надевали на статую бога (ср. Как объяснение мотив Зевса, являющегося Гераклу в одежде из бараньего руна). Ещё более распространены вырожденные примеры подобного обряда - вешание П. На дерево с целью увеличения блага (ср.

Изображение руна в корзинах около дерева в древнегреческой вазописи). В цикле мифов об аргонавтах руно было повешено на дерево в священной роще и охранялось драконом. Семантика золотого руна перекликается с символическими значениями, приписываемыми в мифопоэтической традиции золотым волосам (ср. Настасью - золотую косу в русской сказке).Одним из наиболее частых воплощений П. В мифологии выступает образ нити или верви (верёвки). Иногда нить понимается метафорически и соотносится с жизнью, которая развивается подобно прядению нити. Так, в греческой мифологии человеческая жизнь оказывается во власти богинь судьбы мойр. Клото прядёт нить, Лахесис протягивает (проводит) её через превратности судьбы, Атропос перерезает нить, обрывая жизнь (ср.

Парки, Норны). Прядётся не только нить, вервь и жизнь, но также составляется человеческий коллектив, община, в которой всё спрядено одной нитью. Русская вервь как обозначение верёвки, т. Е. Чего-то спряденного и ссученного, и общины реализует именно этот образ (ср. Англ. Rape как название некоторых территориально-административных единиц при горе, «верёвка»). Вместе с тем П., нить, вервь является и мерой длины. Образ П., нити «разыгрывается» и в хронологическом плане - как обозначение переплетённости поколений. Ср. Слова того же корня, что и рус. «вервь», сербо-хорв. Врвник, «родственник», или хет. Uarualan-, «семья», «потомство». Лувийск. War-wala/i-, «семя», «зародыш», «потомство». В этом контексте объясняются такие символические значения П.-ни-ти, как жизнь, пуповина, преемственность, очерёдность, ряд, а также судьба.

Отсюда роль нити, верёвки как образа связи неба с землёй, реже земли с нижним миром. Сниженный образ нити или верви-спасительницы, по которой удаётся куда-то спуститься или, наоборот, подняться и тем самым спастись от преследователя, постоянно фигурирует в мифах и в фольклорных текстах. Ср. Мотив спасения Тесея из лабиринта Миноса (где он был обречён на съедение Минотавру) с помощью клубка нитей, переданного ему Ариадной. П. И прядение, как правило, связаны с женщиной. Прядёт П. Женский персонаж, продолжающий древнерусскую Мокошъ - Мокуша или Кикимора. С прядением и П. Часто связана хозяйка нижнего мира.Во многих случаях весьма распространённый образ божественной девы-пряхи практически не отличим от девы-ткачихи.

Представление о сочетании двух действий (прядение, тканье) и двух результатов (П., ткань) отражено в мифе об Арахне, превращённой Афиной в паука, который и прядёт нить (П.), и создаёт ткань (паутину). Оба процесса совершает и т. Н. Космический ткач, который в ряде космологических традиций не только создаёт космическую ткань (вещество), но и прядёт космическую нить П., составляющую самое ткань (ср. Образ земли как войлока у Анаксимена при мифопоэтических представлениях о свивании земли и неба). Образ небесной П. (облака) и космической П. Встречается не только в фольклорной, но и в философской традиции. Так, у Платона («Государство», с. 616 и след.) космическое устройство объясняется как результат действия веретена, приводимого в движение Необходимостью - А нанке (ср.

Прялку как образ космического пупа, женского лона, как эмблему Геракла и т. П.).Лит. Афанасьев А. Н„ Поэтические воззрения славян на природу, [в.] 1-3, М., 1866-69. Трубачев О. Н., Ремесленная терминология в славянских языках, М., 1966;Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974. Соколова В. К., Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX - нач. XX в., М., 1979. Цивь-ян Т. В., «Повесть конопли». К мифологической интерпретации одного операционного текста, в сб. Славянское и балканское языкознание, [в. 4], М., 1977. Kimakowicz-Winnlcki М. Von, Spinn und Webewerkzeuge. Entwicklung und Anwendung in vorgeschichtlicher Zeit Europas. Wurzburg, 1910. Zeienin D. Ruasische (Ostslavische) Volkskunde, B.-Lpz., 1927.

La Baume W„ Die Entwicklung des Textilhandwerka in Alteuropa, Bonn, 1955. Jobes G., Dictionary of mythology folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962. Moszynski K., Kultura ludowa Slowian. Cz. 1- Kultura Materjalna, Krakow, 1929. Schrader 0., Reallexikon der indogermaniachen Altertumskunde, 2 Aufl., Bd 1, Hrsg. Von A. Nehring. B.-Lpz., 1917-23. Thomson G., Aeschylus and Athena. A study in the social origins of drama, L., 1950.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Пряжа

IПря́жа посёлок городского типа, центр Пряжинского района Карельской АССР. Расположен на автодороге, в 51 км к Ю.-З. От Петрозаводска. Предприятия лесной промышленности, звероводческий совхоз.IIПря́жа основной вид нитей текстильных (См. Нить текстильная). Состоит из волокон, соединённых скручиванием (иногда склеиванием). П. Различают по виду волокон, назначению, способам выработки и отделки, свойствам и особенностям структуры. П. Получают из всех видов волокон текстильных (См. Волокна текстильны..

Пряжа

ПРЯЖА - нить, состоящая из текстильных волокон, соединенных скручиванием. Получают в прядильном производстве. Из пряжи изготовляют ткани, трикотаж, нитки и т. П.. ..

Пряжа

Пряжей называется нить, составленная из отдельных волокон, посредством распределения их равномерно одно вдоль другого и затем скручивания, для придания им общей связи. П. Различается между собой. 1) по материалу, из которого она приготовлена. 2) по назначению, как то. Основная, уточная, чулочная, швейная и т. П. 3) по добротности материала.Доброкачественная П. Должна удовлетворять следующим требованиям. 1) она должна быть равномерна, т. Е. По всей своей длине должна иметь одинаковую тонину, креп..

Пряжа

Вторая пряжа. Яросл. Время работы на пашне после полудня. ЯОС 3, 46.. ..

Пряжа

Мулине, фильдеперс, пасмо, нить, нитка, шерсть, фильдекос, меланж, гарус, нитки, вигонь, шодди, канитель, ровница, суровье, букле, каболка, мохер. ..

Пряжа

Нить, состоящая из текстильных волокон, соединенных скручиванием. Получают в прядильном производстве. Из пряжи изготовляют ткани, трикотаж, нитки и т. П.. ..

Пряжа

Ж.Нитки, полученные прядением.. ..

Пряжа

ПРЯ́ЖА -и. Ж. Нитки, полученные прядением. Шерстяная п. Льняная п. Штапельная п. Бумажная п. Прясть пряжу. Сидеть за пряжей (прясть).. ..

Пряжа

-и, ж. Нити, полученные прядением. Шерстяная п.. ..

Пряжа

Пряжи, мн. Нет, ж. 1. Нитки, полученные прядением. Шерстяная пряжа. Крученая пряжа. Камвольная пряжа. Старуха пряла свою пряжу. Пушкин. 2. Действие по глаг. Прясть, прядение (обл.). Заниматься пряжей.. ..

Пряжа

Общеслав. Образовано с помощью суф. -j- от *prędti (>. Прясть, см.).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Пряжа

Пря́жа укр., блр. Пря́жа, цслав. Прѧжда, болг. Пре́жда, сербохорв. Пре̏ħа, словен. Рrе̣̑jа, чакав. Пре̏jа, чеш. Příze, слвц. Priadza, польск. Przędza, в.-луж. Рřаzа, н.-луж. Pśěza. Праслав. *prędi̯ā. От пряду́, прясть (см.).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Пряжа

Нить, состоящая из волокон огранич. Длины и соединённых скручиванием, перепутыванием, склеиванием и т. П. Служит для выработки текст. Изделий. Различают П. Однониточную (одиночную) и кручёную (из неск. Отд. Нитей). Однородную (из волокон одного вида) и смешанную (из разл. Видов волокон). Осн. Хар-ки пряжи. Линейная плотность, текс, относит. Прочность (сН/текс), крутка и др. ..

Пряжа

основной вид текстильных нитей. Состоит из волокон, соединённых скручиванием, иногда склеиванием. Пряжу получают из всех видов волокон природных. При изготовлении из какого-либо одного вида волокна она называется однородной, из смеси двух и более видов – смешанной. Пряжа, выработанная с использованием значительного количества отходов, называется угарной. По назначению различают пряжу для ткацкого, трикотажного, ниточного, канатного и другого производства. По отделке и окраске пряжа подразделяет..

Пряжа

— нить, состоящая из шерстяных волокон, соединенных скручиванием.. ..

Прузий

(Prusias, Προυσίας). Царь Вифинии, живший между 230—180 г. До Р. X. Он принял к себе Ганнибала, но впоследствии выдал его римлянам. Ганнибал, впрочем, предпочел добровольно умереть, чем отдаться в руки своих врагов.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Прусская Мифология

См. В ст. Балтийская мифология(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Псатха

В адыгской мифологии бог души. В пантеоне богов по своему значению следует за Тха и Тхашхо. Вместе с Тха он раздаёт души и ведает ими. Пребывает на небе. Возглавляет устраиваемый ежегодно на Ошхамахо пир богов. П. Вездесущ, способен воздействовать на природу - усмирять ураганы, бураны, бушующий океан. П. Посвящались общенародные празднества, вокруг деревянного фетиша П. Совершались обряды с плясками. В жертву П. Приносили белую козу.м. М.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Психея

(Psyche, Ψυχή), т. Е. “душа”. Девушка, любимая Эротом, изображающаяся иногда в виде бабочки. О ней сложился следующий рассказ, показывающий, как человеческая душа возвышается над несчастьями. Психея была младшей и самой красивой из трех дочерей царя, и своей красотой вызывала зависть Афродиты. Богиня приказала Эроту возбудить в ней любовь к какому-нибудь недостойному человеку. Эрот вместо этого сам полюбил ее, унес ее в уединенное место и стал посещать ее каждую ночь, но так, что она не видела е..

Пряжа

нить, полученная путем прядения, т.е. Скручивания. ..

Дополнительный поиск Пряжа Пряжа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пряжа" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пряжа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа