Рай

213

(не вполне ясная этимология рус. Слова связывается с авест. Râу-, «богатство, счастье» и др.-инд. Rayis, «дар, владение»), парадиз (греч. Παράδεισος «сад, парк», от др.-иран. Pairi-daçza, «отовсюду огороженное место». Из греч. - лат. Paradisus и обозначения Р. Во всех зап.-европ. Языках), в христианских представлениях место вечного блаженства, обещанное праведникам в будущей жизни. С точки зрения строгой теологии и мистики о Р. Известно только одно - что там человек всегда с богом (раскаявшемуся разбойнику Христос обещает не просто Р., но говорит. «ныне же будешь со мною в Р.», Лук. 23, 43). Он соединяется с богом, созерцает его лицом, к лицу (то, что на латыни схоластов называется .visio beatifica, «видение, дарующее блаженство»).

Возможности человеческой фантазии блаженство Р. Заведомо превышает. «не видел того. Глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил бог любящим его» (1 Кор. 2, 9, переосмысленная цитата Ис. 64, 4). Новый завет (в отличие от Корана) не дает чувственных и наглядных образов Р. (ср. Джанна), но или чисто метафорическую образность притч о браке, о брачном пире и т. П. (Матф. 25, 1-12. Лук. 14, 16-24 и др.), или формулы без всякой образности вообще (например, «войти в радость господина своего», Матф. 25, 21), дающие понять, что самая природа человека и его бытие «в воскресении» радикально переменятся («в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы божий на небесах», Матф. 22, 30. «мы теперь дети бога, но еще не открылось, что будем.

Знаем только что, когда откроется, будем подобны ему, потому что увидим его, как он есть», I Ио. 3, 2). Еще путь Данте по Р. В конечном счете ведет к узрению троицы («Р.», XXXIII).Что касается мифологизирующей, наглядно опредмечивающей разработки образов Р. В христианской литературной, иконографической и фольклорной традиции, то она идет по трем линиям. Р. Как сад. Р. Как город. Р. Как небеса. Для каждой линии исходной точкой служат библейские или околобиблейские тексты. Для первой - ветхозаветное описание Эдема (Быт. 2, 8-3,24). Для второй - новозаветное описание Небесного Иерусалима (Апок. 21,2-22,5). Для третьей - апокрифические описания надстроенных один над другим и населённых ангелами небесных ярусов (начиная с «Книг Еноха Праведного»).

Каждая линия имеет своё отношение к человеческой истории. Эдем - невинное начало пути человечества. Небесный Иерусалим - эсхатологический конец этого пути, напротив, небеса противостоят пути человечества, как неизменное - переменчивому, истинное - превратному, ясное знание - заблуждению, а потому правдивое свидетельство - беспорядочному и беззаконному деянию (тот же Енох ведёт на небесах летопись всем делам людей от начальных до конечных времён). Эквивалентность образов «сада» и «города» для архаического мышления выражена уже в языке (слав. Град означало и «город» и «сад, огород», ср. Градарь, «садовник», вертоград, нем. Garten, «сад»). Они эквивалентны как образы пространства «отовсюду ограждённого» (ср. Выше этимологию слова «парадиз») и постольку умиротворённого, укрытого, упорядоченного и украшенного, обжитого и дружественного человеку - в противоположность «тьме внешней» (Матф.

22, 13), лежащему за стенами хаосу (ср. В скандинавской мифологии оппозицию миров Мидгард-Утгард).Ограждённость и замкнутость Эдема, у врат которого после грехопадения Адама и Евы (см. Грехопадение») поставлен на страже херувим с огненным мечом (Быт. 3, 24), ощутима тем сильнее, что для ближневосточных климатических условий сад - всегда более или менее оазис, орошаемый проточной водой (Быт. 2, 10, ср. Проточную воду как символ благодати, Пс. 1, 3) и резко отличный от бесплодных земель вокруг, как бы миниатюрный мир со своим особым воздухом (в поэзии сирийского автора 4 в. Ефрема Сирина подчёркивается качество ветров Р., сравнительно с которыми дуновения обычного воздуха - зачумлённые и тлетворные). Поскольку Эдем - «земной Р.», имеющий географическую локализацию «на востоке» (Быт.

2, 9), в ареале северной Месопотамии (хотя локализация эта через понятие «востока» связана с солнцем и постольку с небом, поскольку восток - эквивалент верха), заведомо материальный, дающий представление о том, какой должна была быть земля, не постигнутая проклятием за грех Адама и Евы, мысль о нем связана для христианства (особенно сирийского, византийского и русского) с идеей освящения вещественного, телесного начала. Тот же Ефрем, опираясь на ветхозаветное упоминание четырёх рек, вытекающих из Эдема (Быт. 2, 11), говорит о водах Р., таинственно подмешивающихся к водам земли и подслащивающих их горечь. В легендах о деве Марии и о святых (от повара Евфросина, ранняя Византия - до Серафима Саровского, Россия, 18-19 вв.) возникает мотив занесённых из Р.

Целящих или утешающих плодов, иногда хлебов (эти яства, как и воды у Ефрема, символически соотнесены с евхаристией, «хлебом ангелов» - недаром в житии Евфросина плоды кладут на дискос - и стоят в одном ряду с Граалем). В качестве места, произращающего чудесные плоды, Р. Можно сопоставить с садом Гесперид в греческой мифологии и с Аваллоном в кельтской мифологии. В «Послании архиепископа Новгородского Василия ко владыке Тверскому Федору» (14 в.) рассказывается, что новгородские мореплаватели во главе с неким Моиславом были занесены ветром к высоким горам, за которыми лежал Р., на одной из гор виднелось нерукотворное изображение «Деисуса» (Христос, дева Мария, Иоанн Креститель), из-за гор лился необычайный свет и слышались «веселия гласы», а к горам подходила небесная твердь, сходясь с землёй.

Секуляризация темы Р. Как сада в западноевропейском искусстве, начиная с позднего северного средневековья, идёт по линии чувствительной идиллии среди зелени, с натуралистическим изображением цветов, источника, грядок и т. П. Позднее сад все больше превращается в лес, на подаче которого оттачивается чувство ландшафта.Линия Р. Как города имеет за собой очень древние и широко распространенные представления о «круглых» и «квадратных» святых городах (ср. «квадратный Рим», основанный Ромулом), отражающих своим геометрически регулярным планом устроение вселенной («круг земель»). Р. Как сад, сближаясь и в этом с Р. Как городом, тоже мог давать в плане правильный круг (как на миниатюре братьев Лимбург в «Богатейшем часослове герцога Беррийского», нач.

15 в.). Новозаветный Небесный Иерусалим квадратен. Каждая сторона этого квадрата имеет по 12 000 стадий (ок. 2220 км), то есть её протяжённость представляет собой результат умножения чисел 12 (число избранничества и «народа божьего», см. Двенадцать сыновей Иакова и Двенадцать апостолов) и 1000 (полноты, космического множества). Стороны ориентированы строго на 4 страны света, выявляя мистическое тождество срединного города и круга земель, причём каждая из них имеет по 3 ворот, показывая на каждую страну света образ троицы (Апок. 21, 13- 16). Материалы, из которых выстроен город, светоносны. Они уподобляются то «чистому золоту» и «прозрачному стеклу» (ср. Соединение золота и стекла в технике христианских искусств - византийской мозаики и западноевропейского витража), то 12 самоцветам из нагрудного украшения, которое должен был носить древнееврейский первосвященник, то жемчугу, символизировавшему духовный свет (Апок.

21, 11. 18-21). Поскольку весь город осиян «славой божией», сходной с ясписом, и освящён реальным присутствием бога, он уже не нуждается в храме как особом святом месте (22). Истекающая от престола бога «река воды жизни» и растущее «по ту и другую сторону реки» древо жизни (Апок. 22, 1-2) ещё раз обнаруживают в Небесном Иерусалиме черты сада Эдема. В ирландском «Видении Тнугдала» (сер. 12 в.) образ Р. Как города подвергается утроению. Иерархия Серебряного города, Золотого города и Города драгоценных камней, соответствующая иерархии населяющих эти города святых. Если новоевропейская секуляризация темы Р. Как сада вела к идеализированному образу природы, т. Е. К идеологии натурализма, то секуляризация темы Р. Как города вела к идеализированному образу общества и цивилизации, т.

Е. К идеологии утопии (урбанистические фантазии, начиная с позднего Возрождения. «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Христианополис» И. В. Андрэе, где связь с новозаветным прототипом особенно очевидна, и т. П.).Напротив, Р. Как небеса есть принципиальная противоположность всего «земного» и, следовательно, трансцендирование природы и цивилизации. Конкретные образы, в которых воплощалась эта тема, заданы той или иной космологией. В ранних или низовых текстах - ближневосточной (небеса, надстроенные над плоской землёй), но обычно аристотелевско-птолемеевской (концентрические сферы вокруг земного шара, сфера Луны как граница между дольним миром тления и беспорядочного движения и горним миром нетления и размеренного шествия светил, огневое небо Эмпирея, объемлющее прочие сферы и руководящее их движением, как абсолютный верх космоса и предельное явление божественного присутствия).

Во втором случае христианская фантазия имела языческий образец - «Сновидение Сципиона» из диалога Цицерона «О государстве», рисующее блаженный путь отрешённой от земли и тела души к звёздам. Тема Р. Как небес, в отличие от Эдема и Небесного Иерусалима, была почти неподвластна изобразительным искусствам, но зато была классически разработана в последней части «Божественной комедии» Данте, где 9 небесных сфер (Эмпирей и небо неподвижных звёзд и 7 небес Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны) поставлены в связь с учением о девяти чинах ангельских, упомянута гармония сфер, о которой учили пифагорейцы, идея иерархии избранников примирена с их равенством в единении (души являются Данте на той или иной сфере в меру своей славы, но по существу пребывают на Эмпирее, с богом), души объединены в личностно-сверхличные сущности Орла и Розы, и целое дано как панорама оттенков света.Лит.

Сахаров В., Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи, Тула, 1879. Danielou J., Тегге et Paradis chez les Pères de I'Eglise, в кн. Eranos-Jahrbuch. 1953, Bd 22. Z., 1954. Ephrem de Nisibe, Hymnes sur le Paradis, P. 1968.С. С. Аверинцев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Рай

I Раммохан (Раммохон) (22.5.1772 или 1774, Радхнагор, Бенгалия, — 27.9.1833, Бристоль, Великобритания), индийский (бенгальский) просветитель, философ, религиозный реформатор, общественный и литературный деятель, предшественник индийского буржуазного национализма. Писал на бенгальском, английском, персидском языках. Происходил из знатной брахманской семьи. Окончил высшую мусульманскую школу в Патне. Главную свою задачу Р. Видел в борьбе за преодоление отсталости родины. С этой целью он разработал..

Рай

РАЙ - согласно вероучениям большинства религий, место вечного блаженства для душ праведников.. ..

Рай

Царство Небесное, место вечного блаженства людей, праведным образом проведших жизнь, первоначально отведено самим Богом для пребывания первых людей — Адама и Евы.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Рай

РАЙ (самоназвание бахинг, кирата) - народность общей численностью 510 тыс. Чел., проживающая, в основном, на территории Непала (420 тыс. Чел.). Другие страны расселения. Индия - 70 тыс. Чел., Бутан - 20 тыс. Чел. Язык - раи (зинда). Религиозная принадлежность верующих. Индуисты, традиционные верования.. ..

Рай

В рай не съездить на ком. Кар. Неодобр. О человеке, который никому не помогает. СРГК 5, 438.. ..

Рай

Ра́я, предл. О ра́е, в раю́, м.. ..

Рай

• настоящий рай. ..

Рай

Эдем, земной рай, лафа, ханаан, горние селения, парадиз, обетованная земля, обитель блаженных, райские кущи, елисейские поля, элизиум, молочные реки, кисельные берега, благодать. Ant. Ад, преисподняя. ..

Рай

О счастье, источнике наслаждений. О прекрасной, привольной жизни. О красивой местности. Безмятежный, волшебный, дивный, желанный, земной, изумительный, истинный, настоящий, небесный, невозмутимый, радостный, пресветлый, светлый, семейный, сущий (разг.), тихий, цветущий, чистый (разг.), чудесный, чудный.. ..

Рай

Согласно вероучениям большинства религий, место вечного блаженства для душ праведников.. ..

Рай

М. Костр. Яросл. Ниж. Отдаленный гул, раскаты, зык, голк, отгул, отголосок, отдача, раскат звука, отзыв, луна, вторье, эхо. Шумный и долгий гул. В горах от грома рай стоит. Лесы от раю стонут. Охотники гончих закинули - рай лесом идет. Раять вост. Звучать, зычать, раз(от)даваться гулом, отголашивая. Райкий, звучный, зычный, гулкий, отголосистый. Райкое место, где раздается голос и вторит. Райкая зала, с хорошим резонансом, для музыки. Девки белье прут, зарей по реке райко раздается. Полочка в гу..

Рай

М.1) Прекрасный сад, в котором - по библейскому преданию - до своего грехопадения жили Адам и Ева.2) Место, где - по религиозным представлениям - души умерших праведников пребывают в вечном блаженстве.3) перен. Красивая местность, где можно счастливо и безмятежно жить.4) а) перен. Разг. Прекрасные условия жизни, спокойная, счастливая жизненная обстановка.б) Радость, блаженство.. ..

Рай

РАЙ ра́я, предл. О ра́е, в раю́. М. Мн. Нет.. ..

Рай

-я, о рае, в раю, м. 1. В религиозных представлениях. Место, где души умерших праведников пребывают в вечном блаженстве. Как в раю (очень хорошо). И рад бы в р., да грехи не пускают (поел.). На чужом горбу в р. Въехать хочет кто-н. (хочет воспользоваться чужими заслугами, плодами чужого труда. Разг. Неодобр.). 2. Перен. Лёгкие и радующие условия, обстановка. Летом в лесу р. Земной р. (красивое, приятное место). С милым р. И в шалаше (поел.). * Иди к богу в рай. (прост.) — уйди, отстань. II прил...

Рай

(без удар.) (нов.). Сокращение в новых сложных словах в знач. Районный, напр. Райбюро, райисполком, райком и т. П.. ..

Рай

Заимствование из индоиранского. В древнеиндийском находим ray – "сокровище".. ..

Рай

Считается общеслав. Заимств. Из индоиранских языков. Суф. Производное от той же основы, что лат. Res «имущество» др.-инд. Rāti «дарует» и др. Исходно рай — «дар», далее — «богатство» и «счастье». Религиозное значение — из ст.-сл. Яз.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Рай

I I, род. П. Ра́я, укр., блр. Рай, др.-русск., ст.-слав. Раи παράδεισος (Клоц., Супр., Остром.), болг. Рай, сербохорв. Ра̑j, род. Ра̏jа, словен. Ràj, род. П. Rájа – то же, sveti ràj "небо", чеш. Ráj, слвц., польск., в.-луж., н.-луж. Raj. Скорее всего, заимств. Из др.-ир., ср. Авест. Rā́у- м. "богатство, счастье", др.-инд. Rāу-, rās м., ж. "состояние, сокровище, богатство", rayíṣ "дар, владение", которые родственны лат. Rēs "дело, имущество", др.-инд. Rā́ti "дает, дарует". См. Фасмер в сб. ..

Рай

Рай – несколько литературных памятников Древней Руси, по происхождению и содержанию никак не связанных друг с другом.Рай I – древнерусский календарный сборник уставных чтений. Календарь Р. Охватывает часть триодного цикла. От недели мытаря и фарисея до страстной недели включительно – пространная редакция Р. С 3–4-й недели поста до страстной недели включительно – сокращенная редакция Р. Примером пространной редакции может служить сборник 1512 г. Древлехранилища ИРЛИ, колл. Величко, № 1. Сокращенн..

Рай

(Rye) — приморский город в Юго-Восточной Англии (см. Юго-Восточная Англия) с населением 5000 жителей (1998). Узкие старинные улочки застроены очаровательными домиками, утопающими в зелени. На улице Русалки (Mermaid) находится одноименный паб, при котором открылся в 1420 г. Постоялый двор. На Рыночной улице (Market) ждет посетителей другой ресторан в доме 15 в. В Рае долгое время жил известный американский писатель Генри Джеймс, связавший свое творчество со Старым Светом. В Лэмб-хаусе он написал ..

Рай

— согласно вероучениям большинства религий, место вечного блаженства для душ праведников.. ..

Рай

Санъё (1780-1832) - япон. Историк. Один из видных представителей развивавшейся в Японии во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв. Историографии, к-рая выражала оппозиц. Настроения япон. Общественности и имела большое значение для идейной подготовки борьбы против сёгуната. В своих работах стремился доказать узурпаторский характер правления сёгунов (фактич. Правителей Японии в то время) и выступал за передачу всей полноты власти "законному" суверену - императору. Это требование стало в дальнейшем одним из ..

Рай

I. Библ. Понятию "Р." соответствует греч. Слово парадейсос, заимствованное из дp.-пеpс. Языка, в к-pом паридеза - это "огpада", а также "то, что обнесено огpадой", т.е. Паpк или сад. В этом значении слово пеpешло во многие древние языки - евp. Пардес, аpам. Пардеса, гpеч. Парадейсос, - а из них, через латынь, в совр. Европ. Языки.II. 1) если в ВЗ слово пардес ("pай") вообще не встpечается, это отнюдь не означает, что понятие "Р." как таковое в ВЗ отсутствует. Здесь ему соответствуют выражения "..

Рай

(Быт.2:8 , Быт.15:3 , Иоил.2:3 , Лук.23:42 ,43, 2Кор.12:4 ) - это слово Персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в ·кн. Бытия. , в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души - духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. Раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников, которое наследуют они после Страшного Суда Божия. См. Ед..

Рай

Место, где Господь поселил Адама и Еву. В будущей жизни - место вечного блаженства людей, праведно проводивших свою земную жизнь.. ..

Рай

Место вечного блаженства для душ праведников. Понятие рая или близкое к нему прослеживается во множестве религий. В ветхозаветной традиции - место пребывания Адама и Евы до изгнания их на Землю.. ..

Радха

(др.-инд. Râdhâ традиционно связывается с корнем râdh, «преуспевать», «радовать»), в индуистской мифологии пастушка, возлюбленная Кришны. В «Бхагавата-пуране» Кришна из множества пастушек выделяет одну, которая пользуется его особым расположением, но имени её не сообщается. Один из наиболее ранних и наиболее известных текстов, в которых Р. Выступает главной и даже единственной возлюбленной Кришны, - санскритская поэма Джаядевы «Гита-говинда» (12 в.). Позже пара Р. - Кришна получает широкое распр..

Разиаике

В саамской мифологии богиня травы и пастбищ, покровительница оленей. Согласно одному из мифов, под её покровительством олени так размножились, что съели всю траву и стали погибать. Тогда бог Каврай создал волков, чтобы те очистили землю от падали и сократили число оленей, человеку же дал собаку.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Ракий

– царь Карии. Супруг прорицатльницы Манто. Возможно, отец прорицателя Мопса.(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Ракшас-гора

Воодушевленное победой, воинство Сугривы готовилось к штурму столицы ракшасов Участки стены были уже распределены между отдельными обезьяньими племенами, выдвинутыми на переднюю линию Был назначен сигнал, по которому должно начаться одновременное наступление, и определен план движения по вражескому городу Тем больший переполох вызвала тщательно подготовленная Раваной контратака Загрохотали барабаны Загудели трубы И под эти звуки прямо через стену шагнул исполин, о существовании которого в обезь..

Рай

Место сбоpа пpеступников, пpитон pазвpата, место сбыта кpаденого. ..

Рай

В большинстве традиций рай - это огражденный сад, остров-сад или Зеленый Остров. Наиболее важные исключения. Христианская традиция, в которой Новый Иерусалим - это Град, а таже кельты и маори, помещавшие рай под водой- Рай символизирует изначальное совершенство и Золотой Век, космический центр, исходную невинность, блаженство, совершенную гармонию между Богом и человеком, человеком и всеми живыми существами. Означает также глубины души, где находит приют бессмертие. Место, где не движется время,..

Дополнительный поиск Рай Рай

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рай" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рай, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 3 символа