Сахядай-нойон
Сахада-нойон, Сагада-нойон, Сагадай-убугун («старец Сагадай»), Гали эжен Сахядай убгён («владыка огня старец Сахядай»), в бурятской мифологии божество огня, покровительствующее семье, деторождению, домашнему очагу. Предок всех многочисленных и безымянных духов огня, обитающих в каждом очаге. Вместе со своей женой Санхалан-хатун (Сахала, Сахали, Санхурун, Занхалан) С.-н. Является почитаемым онгоном - иконическим «вместилищем» духа родового огня и одновременно его конкретной персонификацией. Его представляли человеком красного цвета.С.-н. Называют «старший сын земли», «средний сын дневного неба» (тенгри) и «младший сын ночного (звёздного) неба», что соответствует монгольским шаманским представлениям о рождении огня при отделении неба от земли.
По другим поверьям, С.-н.- сын Эсеге Малан-тенгри либо его внук (сын божества зимнего снежного неба Будургу Саган-тенгри, «изморозь белый тенгри»), брат Буха нойон бабая и божества планеты Венера Солбона (монг. Цолмон). Согласно преданию, С.-н. Был ниспослан с неба на землю западными тенгри, чтобы защитить людей от насылаемых восточными тенгри зимних холодов, ночных хищников и кровососущих насекомых (отражение универсальной охранительной функции огня). Он женился на дочери хтонического божества, духа земли (являющегося также охотничьим божеством, хозяином тайги) Баян-Хангая («богатый обширный»). По одному из аларских мифов, этот космический брак сопровождался исчезновением солнца и луны, которые взял Баян-Хангай в качестве выкупа за невесту (затем они были вызволены из плена).
Другой аларский миф повествует о ссоре С.-н. С духом воды Герел-нойоном, который просил у него дочь в жёны своему сыну, чем вызвал гнев хозяина огня, расценившего подобный брак как противоестественный (нарушающий экзогамию. Оба принадлежали к одному роду). С тех пор огонь не терпит воды.Имя С.-н. Является производным от сахиха - «блеснуть» (о молнии), «высечь» (огонь с помощью кремня и огнива).По другой гипотезе, имена С.-н. И Санхалан-хатун восходят к именам сына Чингисхана Чагадая и его жены Чанхулан. Чагадай, хранитель и жрец родового очага, после смерти был отождествлён с его духом-хозяином, который, будучи божеством семейного огня сакрализованной императорской фамилии, осмысливался как глава всех духов огня и, таким образом,- как обобщённое божество огня.
Ср. Также легенду, по которой С.-н. Некогда был человеком - хранителем огня, а после смерти стал его духом-хозяином. В культовых текстах иногда встречается характерный для монгольской шаманской мифологии мотив раздувания С.-н. И его женой огня (очевидно, первого), что вообще больше соответствует функции не божества огня, но его создателя (см. В ст. Отхан-Галахан).Лит. Хангалов М. Н., Собр. Соч., т. 1, Улан-Удэ, 1968, с. 295-99, 342. Т. 2, Улан-Удэ, 1959, с. 135. Манжигеев И. А., Бурятские шаманистические и дошаманистические термины, М., 1978, с. 37-38. Ринчен В., Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве, в кн. История и культура востока Азии, т. 3 - Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века, Новосиб., 1975, с.
191-93;Sandschejew G., Weltanschauung und Schamanismus der Alaren-Burjaten, «Anthropos», 1928, Bd 23, Н. 4, S. 967-71.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Сахядай-нойон
На нашем сайте Вы найдете значение "Сахядай-нойон" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сахядай-нойон, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 13 символа