Середина Мира

94

Одна из категорий моделирования пространства в большинстве мифологических систем. Самой распространённой репрезентацией С. М. Является древо мировое, однако С. М. Представляется также в виде очага (и огня вообще), колодца, алтаря, жертвенного столба, царского трона, солнца или иного астрономического тела, почитаемого в качестве божества, а также некоторых сакрализованных предметов, связываемых с идеей центра, таких, например, как омфал Дельфийского храма - пуп земли. Через эти объекты проходит мировая ось (axis mundi). В мифологической модели мира категория середины дробится, поскольку каждый сакрализованный мезокосм (страна, город, дом и т. Д.) имеет свой особый центр, для каждого конкретного ритуала - единственный, и в то же время выступающий в качестве ипостаси «космической середины», мировой оси.

Центр изоморфного космосу дома - очаг (или иногда столб, подпирающий крышу), около которого и совершаются домашние обряды (так, у римлян и индейцев обведение жениха и невесты вокруг очага - центральный элемент свадебного ритуала). Однако центр города или деревни - как правило, уже не очаг, но храм с алтарём главного местного божества. И для участников свадьбы, вслед за этим отправляющих какой-либо общинный ритуал, домашний очаг как образ центра мира становится неактуальным, зато актуализируется центр общинного мезокосма - храм. Ярким примером такой интерпретации идеи С. М. Является греческий культ Гестии, богини священного огня, обычно не антропоморфной, а представляемой именно в качестве жертвенника. Культ Гестии был и домашним, и городским (т.

Н. «общая Гестия»), и панэллинским («общая Гестия» всех греков находилась в Дельфах, считавшихся «сердцем Эллады» и серединой земли, что отражено во многих мифологических текстах). Кроме того, для греческой космологии с её чётко выраженным геоцентризмом «Гестией богов», абсолютным центром мира, была земля. Необходимо упомянуть также и весьма распространённые пифагорейские представления о «космической Гестии», мировом очаге, вокруг которого вращаются планетные сферы.Частью концепции С. М. Являются представления о её гармонизирующей роли во вселенной. Мифологические предметы, ассоциирующиеся с центром мира (алтарь, трон и пр.), и соответствующие мифологические персонажи (Гестия, Аполлон Дельфийский, Один, принёсший себя в жертву на мировом древе, и пр.) или жрецы (пифия в Дельфах, камлающий у дерева шаман) всегда служат источником социальной, культовой, информативной и т.

П. Регуляции коллектива. Солнце руководит гармонией небесных сфер. Дельфы руководят всей Элладой в области культа, а часто и светского законодательства. Шаман устанавливает согласие между миром людей и миром духов. В центре вселенной помещается древнегреческое божество необходимости Ананке, управляющее судьбами. Над всеми племенами и народами господствует, по древнекитайским представлениям, император «Срединной империи» (отчасти поэтому так называемой). «Встань в середине корабля», - советует пифия Солону, который собирается дать новые законы афинянам. Здесь середина синонимична справедливости, необходимой для законодателя.Середина как гармонизирующий элемент есть источник порядка и чистоты. С другой стороны, центр - не только источник космической гармонии, но и эмбрион вселенной, зародыш мира.

Середина как элемент порождающий предстаёт как носитель порядка и чистоты - отсюда представления о срединном местоположении первоначального рая, о постепенной порче вселенной по мере её удаления от центра, отождествление периферии с хаосом, а также идеализация «срединных» категорий, весьма распространённая в архаической (а порой и в современной) моральной философии. Яркий пример такой идеализации - античная концепция «золотой середины», а также некоторые этические теории древнего Китая (о т. Н. «срединном пути»). Для древней космографии характерно помещение обитаемого пространства в середине вселенной (средняя земля, эддический Мидгард), кругом же находится область неупорядоченного - на краю земли живут великаны или иные хтонические существа.

Вариантом такого деления пространства может считаться распространённое представление о воде, окружающей обитаемую сушу, поскольку вода в большинстве мифологий обычно связана с первоначальным хаосом, некой предвечной субстанцией.Разного рода понятия и категории, связанные с идеей гармонизирующего центра, получили наибольшую разработку именно в античной Греции, где самый термин «середина» был зачастую синонимичен понятию «блага» (напр., в «Политике» Аристотеля). Мифологическая концепция центра является одним из источников эстетики симметрии, весьма распространённой в различных культурах, а также философских осмыслений симметрии. Существует гипотеза (Ж. П. Вернан), что сакрализация пифагорейцами нечётных чисел связана с наличием у них «середины» (остатка после деления на два) и, следовательно, их ролью в выражении или поддержании мировой симметрии.Лит.

Рабинович Е. Г., «Золотая середина*. К генезису одного из понятий античной культуры, «Вестник древней истории», 1976, № 3;Топоров В. Н., О космологических источниках раннеисторических описаний, в кн. Труды по знаковым системам, в. 6, Тарту, 1973;Eliade M., Images et symboles, [P., 1962];LeroiGourhan A., Le geste et la parole. 2 - La mémoire et les rythmes, P., 1965;Vernant J.-P., Les origines de la pensée Greque, 2 ed., P., 1969.Е. Г. Рабинович.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Сербий Туллий

(Servius Tullius). Шестой римский царь (578—534 гг. До Р. X.). Он установил повинности граждан в зависимости от их имущественного ценза, построил многие храмы и включил в границы Рима все семь холмов.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Серден

В мон-кхмерской мифологии культурный герой ма, срэ и других народов на юге Вьетнама. Научившись от солнца, спустившегося на землю, изготовлять топоры, лесные ножи, арбалеты, он передал людям это мастерство. Обучив первое поколение людей, С. Поднялся на небо. Он и разместил созвездия так, чтобы по форме их расположения люди умели делать нужные вещи. Плеяды воспринимались, например, как ступа и женщины, обрушивающие в ней рис, созвездие Девы - как плуг. Большая Медведица - как лодка, и т. Д. Потом..

Сериф

(Seriphus, Σέριφος). Остров в Эгейском море, где, по преданию, вырос Персей.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Серкет

Селкет (œrkt), в египетской мифологии богиня - покровительница мёртвых, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов. Особенно почиталась в Нижнем Египте. Священное животное С. - скорпион. Изображения С. В виде женщины со скорпионом на голове часто помещали (вместе с изображениями Исиды, Нефтиды и Нейт) на саркофагах и ящиках для каноп.р. Р.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Середина Мира Середина Мира

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Середина Мира" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Середина Мира, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 13 символа