Телепинус
Телепину, Талипину (хетт. Telepinu-, хатт. Таli-р-inu, при хатт. P-inu, b-inu, «сын», т. Е. «сын Тали (Дали)», или, если понимать -li- как «его», «сын Та-/Да-», «его сын»), в хеттской и хаттской мифологиях бог плодородия, сын бога грозы (Тару) и богини-матери. Т.- главный персонаж цикла хаттских и хеттских мифов об исчезающем и возвращающемся боге. Исчезновение Т. Связывается с его гневом (в неистовстве он надевает правый сапог на левую ногу, а левый на правую. Изменение универсальной знаковой оппозиции левого и правого}. С уходом Т. Из дома очаги, жертвенные столы окутывает дым [облако (пчелиного) роя], домашний скот перестаёт приносить потомство, начинается засуха, в полях не растут злаки (Т. Уносит с собой богиню зерна и полей Каит).
Боги собираются на пир, но не могут утолить голод. Они тщетно пытаются найти Т., бог солнца посылает за ним орла, но и он не находит бога. На поиски отправляется бог грозы, он разбивает рукоятку своего молота о ворота города - резиденции Т., но не может их открыть. Тогда богиня-мать (Ханнаханна) посылает на поиски пчелу (вопреки богу грозы, утверждающему, что она слишком мала). Пчела находит Т. Спящим на поляне у священного города Лихцина. Она жалит Т., он пробуждается ещё более разгневанным и навлекает разрушение и уничтожение на людей, скот и всю страну. Однако богиня Камрусепа, совершив обряд заклинания, смягчает гнев Т. Т. Возвращается, принося с собой плодородие. Миф о Т. В различных версиях сохранился в составе текстов 14-13 вв.
До н. Э., он входил в ритуалы, совершаемые с целью предотвращения зла. В ряде других хеттских мифов (восходящих к хаттским) Т. Помогает вернуть исчезнувшего бога. Так, согласно хаттскому и хеттскому солярному мифу, Т. По приказу бога грозы отправляется к Аруне (океану), похитившему бога солнцк. Испуганный Аруна отдаёт Т. Не только бога солнца, но и свою дочь в жёны.Миф о Т. Принадлежит к широко распространённым в восточном Средиземноморье сюжетам об исчезающем и возвращающемся божестве плодородия (см. В ст. Умирающий и воскресающий бог), следы его влияния обнаруживаются в различных культурах, от греческой (в ранних традициях к Т., возможно, возводился Телеф) до закавказских (у сванов сохранились ритуальные формулы с именем Т.).
Предполагается (В. Н. Топоров), что и у славян в специальной терминологии, связанной с культом пчёл, отразился (возможно, через посредство кавказской традиции) культ Т.Лит. Луна, упавшая с неба, М., 1977. Бендукидзе Н. А., Хеттский миф о Телепйну и его сванские параллели, в кн. Вопросы древней истории. Кавказско-ближневосточный сборник, т. 4, Тб., 1973. Топоров В. Н., К объяснению некоторых славянских слов мифологического характера в связи с возможными древними ближневосточными параллелями, в кн. Славянское и балканское языкознание, [в. I], М., 1975, с. 3- 49. Ransome Н. М., The sacred bee in ancient times and folklore, L., 1937. Вагnett R. D„ Ancient oriental influences on Archaic Greece, в кн. The Aegean and the Near East. Studies presented to Н.
Goldman on the occasion of her seventyfifth birthday, N. Y., 1966. Otten Н., Die Überlieferungen des Telipinu-Mythus, Lpz., 1942.В. В. Иванов.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Телепинус
На нашем сайте Вы найдете значение "Телепинус" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Телепинус, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 9 символа