Тибето-бирманская Мифология

154

Для мифологии тибето-бирманских народов характерен культ гор. Лепча почитали гору Канчеджунга высшим божеством, которое живёт жизнью, подобной человеческой, имеет жену, детей. Близкие образы - «всезнающая скала» Лунгилунг у качинов, божество Лунгкиджингбу, сидящее в небесах на каменном троне, у народа нага. Почитание гор, особенно горы Ярлхашампо, пронизывает всю мифологическую систему тибетцев (см. Ст. Тибетская мифология). В мировоззрении тибето-бирманских народов широко распространена идея прародины, находящейся в горах. В некоторых мифах это первоначальное обиталище людей становится раем, куда идут души праведников. В тибето-бирманской версии мифа о потопе, в отличие от мифов других народов Южной и Юго-Восточной Азии, постоянно фигурирует гора, на которой ищут пристанище спасшиеся люди (Сулобу, а также Паупау Нанчаунг и Чангко).

Этот мотив, как и ряд других, сближает Т.-б. М. С мифологией народов Передней Азии. Очевидно, что у тибето-бирманцев наиболее древние космогонические образы, приуроченные к горам, и даже миф о строительстве башни (Тауян) также тяготеет к переднеазиатскому миру.В астральных мифах весьма распространён образ собаки. Так, собака, гоняясь за луной, вызывает затмения (напр., Шиттаква у качинов). В чинском мифе рассказывается об обиде, нанесённой солнцем собаке, как о причине преследования ею солнца. Широко был распространен миф о кузнеце, вызывавшем землетрясение (см. Махагири). Космогония содержит представление о первоначальном океане и плавающей в нём огромной рыбе (см. Мутум). После создания земли на этой рыбе женский дух откладывает яйцо.

Две его половины становятся небесным сводом и поверхностью земли. Вероятно, к архаическому представлению о первичном женском начале относится представление качинов о солнце как выражении женского принципа (см. Нфанва). У ангами нага Капенопфу - «дух-мать» сохранила положение божества пантеона. Согласно мифам чинов и кхъенгов, первоначальное женское божество Хлинеу откладывает яйцо, из которого происходят люди. В антропогонических и этногонических мифах значительное место также занимает образ собаки. Собака часто выступает как жена или сожительница первого человека (у лепча, чинов, кхъенгов). В мифах качари фигурируют две собаки, охраняющие по ночам слепленные богом из глины фигуры людей. В мифах куми (на северо-востоке Индии) фигуры людей каждую ночь губит огромная змея.

Собака, созданная богом, вступает в борьбу со змеей и будит бога.Сюжет о происхождении народа от первопредка и обезьяны, представленный у качииов, тесно сближает их с тибетцами, имеющими аналогичный миф. Примечателен мифологический образ Линген Соба, из тела которого произошли металлы, растения и животные.Характерные черты носит аграрная мифология тибето-бирманцев. Рис мыслился полученным с неба от богов. Известен мифологический вариант об особой стране на земле, где божественные существа создали растения. В мифе качинов небесное происхождение риса связывается с представлением о бегстве риса на небо. Душа риса у каренов и таунгу представляется пугливой бабочкой, готовой всегда улететь от человека (см. Сабалейпбья).

У тибето-бирманцев, так же как у мон-кхмеров, вернуть человеку душу риса помогает рыба или краб. В мифологии бирманцев сохранился другой аграрный миф о женском божестве плодородия Понмакьи, которая ниспосылает людям растения и их плоды.Из мифов тотемического характера более распространены мифы, связанные с культом тигра. Ещё в раннеклассовых образованиях тибето-бирманцев (государства Ба и Шу) на западе Восточной Азии мотивы происхождения от тигра или миф о победителе могучего тигра были широко распространены. Тотемное представление о тигре отразилось в этнониме одного из тибето-бирманских народов Индокитая и Китая - лаху (букв. «тигр, съеденный сообща»).Распространение буддизма в Тибете и Бирме не смогло уничтожить добуддийской мифологии.

При бирманском царе Анауратхе (11 в.) древним культам духов - защитников и духов природы - натов был придан официальный характер и к традиционному числу основных 36 натов был добавлен Тхагьямин, их глава. В деревнях культу духов-натов посвящались специальные алтари, а также пагоды у восточных и западных ворот. Скульптурные изображения 37 натов, включённых в государственный культ, в доколониальную эпоху находились в храмах наряду с изображением Будды.Лит. Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966;Чеснов Я. В., Историческая этнография стран Индокитая, М., 1976. Нtin Aung, Folk elements In Burmese Buddhism, L„ 1962. Тuссi G., Tibetian painted Scrolls, v. 1-2, Roma, 1949.Я. В. Чеснов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Тиберий

(Tiberius Claudius Nero). Римский император (14—37 гг. От Р. X.). Он был сын Тиберия Клавдия Нерона и Ливии, которая впоследствии вышла за имп. Августа. Август дал Тиберию тщательное воспитание, выдал за него свою дочь Юлию и усыновил его в 4 г. От Р. X. После смерти Августа Тиберий сделался императором и в первое время своего царствования управлял умеренно и разумно. Но с 26 г. Он предоставил власть Сеяну, а сам удалился из Рима. Поняв, наконец, честолюбивые замыслы Сеяна, он казнил его и его п..

Тиберин

(Tiberinus, Tiberinus Pater), в римской мифологии бог реки Тибр, сын Януса (Serv. Verg. Aen. VIII 330). По другой версии, один из царей Альбы, утонувший в реке Альбула, получившей потом название Тиберин (Liv. I 3, 8. Ovid. Fast. IV 47 след.), или царь Вей, погибший в битве с сыном Миноса Главком. Явившись во сне Энею, посоветовал ему заключить союз с Эвандром (Serv. Verg. Aen. VIII 72). Ему был посвящён храм на острове реки Тибр и праздник рыбаков.е. Ш.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Тибетская Мифология

Совокупность мифологических представлений тибетцев (в группе тибето-бирманских народов). В Т. М. Можно выделить периоды. Добонский (у предков тибетских племён - цянов и др.). Бонский (позже - религия т. Н. Обращённого бона, испытавшая влияние буддизма). Буддийский.Источниками изучения Т. М. Являются археологические и эпиграфические памятники, хроникальные (дунхуанские и китайские), бонские («Зермиг», «Лубум») и буддийские тексты. Апокрифы («Маникабум», 14 в. И «Катандэнга», 16 в.), исторические ..

Тиби

Один из двенадцати месяцев Древнеегипетского календаря.см. Календарь ДревнеегипетскийВ. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Дополнительный поиск Тибето-бирманская Мифология Тибето-бирманская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тибето-бирманская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тибето-бирманская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 27 символа