Траэтаона
Трайтаона (авест.), Фретон (ср.-перс.), Фаридун, Феридун (перс.), в иранской мифологии божество, убийца дракона Ажи-Дахаки, сын Атвйи. В «Авесте» ядром мифа о Т. Является его поединок с Ажи Дахакой. Он убивает Ажи Дахаку «с тремя пастями, с тремя головами, сильнейшего демонского друджа» («Яшт» XIX 36-37, ср. Также V 34, IX 14, XV 24, XVII 34). То, что Ажи Дахака - друдж (от авест. «ложь»), позволяет предположить связь Т. С аша («правда»). Имя Т. Мотивируется исходя из сакральной роли числительного «третий», от которого оно происходит (ср. Трита в «Авесте» и «Ригведе» и особенно ведийский Траитана, РВ I 158, 5). Мотив троичности присутствует во всех эпизодах мифа о Т. Трижды Т. Обезглавливает дракона (трёхголового), его подвиг трёхкратен.
На основании ряда авестийских фрагментов восстанавливается мифологический мотив освобождения Т. Третьим из братьев (в «Шахнаме» два других - Пормайе и Кеянуш), которые его предали, пленённых Ажи Дахакой сестёр Йимы Арнавач и Сахавач, на которых он женится. В «Шахнаме» главный мотив поединка вводится в более широкий контекст. Преследования Заххаком (Ажи Дахакой) Атибина (Атвйи), отца Фаридуна, - рождение Фаридуна - скитание в пустыне - встреча с сёстрами Джамшида (Иимы) Арнаваз и Шахриназ - победа над Заххаком - освобождение сестёр (иногда говорится о дочерях Джамшида. В пехлевийских источниках упоминаются три сестры) - испытание Фаридуном сыновей (их трое - Салм, Тур и Эрадж) - раздел мира между сыновьями [Салму достаются Рум и запад, Туру - Чин (Китайский Туркестан) и Туран, Эраджу - Иран и Арабистан] - их междоусобная вражда - убийство третьего (младшего) из них Эраджа (с этого начинается борьба между Ираном и Тураном) - месть убийцам внуком Эраджа Манучехром - смерть Фаридуна.
Мифологическая в своей основе борьба Фаридуна с Заххаком «историофицируется» и вводится в рамки подлинных конфликтов иранцев с семитами (Заххак - сын арабского царя). Вместе с тем происходит и процесс символического высветления и переосмысления двух противопоставленных друг другу персонажей. Заххак - тиран и чужеземец-завоеватель, Фаридун - тираноборец и освободитель. Наряду с этим в «Шахнаме» отражены и некоторые архаичные мотивы, позволяющие поставить вопрос о связи поединка с драконом с праздником нового года, ядро которого составляет инсценировка убийства чудовища [ср. В поэме мотив переодевания Фаридуна драконом, освобождение вод, символику дождя, прекращающего засуху, и т. П.], Т. И общеиндоевропейского образа «третьего сына» [ср.
Архаичный сказочный мотив AT 301 о предательстве братьев по отношению к третьему, самому младшему, о его путешествии по трём подземным царствам, встречах с тремя царевнами, поединке с трёх- (и т. Д.) главым змеем, освобождении царевны, отыскании живой воды, спасении и женитьбе на царевне]. Из соответствий Т. В других мифопоэтических традициях особое место занимает древнеиндийский Три-та. Высказывается гипотеза (Д. С. Раевский) о соответствии Т. И Таргитая, первого человека скифской легенды (у Геродота) (ср. Связь Т. С первочеловеком Йимой), отца трёх сыновей, чьи образы моделировали основные трёхчленные структуры, присущие социальной и политической организации скифского общества [ср. Пехлевийскую версию («Айаткар и джамаспик», 39-45.
«Денкарт» VII 1, 28), где между тремя сыновьями Фретона распределяются социальные функции. Сальм - богатство, Тоз - воины, Эрич - религия и право].Лит. Дьяконова Н. В., Терракотовая фигурка Зохака, «Труды Отдела Востока государст венного Эрмитажа», т. 3, Л., 1940, с. 195-208 Раевский Д. С., Очерки идеологии скифо-сакских племен, М., 1977, с. 81-86. Nуberg Н. S., Die Religlonen des Alten Iran, Lpz. 1938. Widengren G., Die Keligionen Irans Stuttg. 1965 В. Н. Топоров(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Траэтаона
На нашем сайте Вы найдете значение "Траэтаона" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Траэтаона, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 9 символа