Тунгусо-маньчжурская Мифология

102

Мифология тунгусов (северная ветвь) - эвенков, эвенов (ламутов), негидальцев и маньчжуров (южная ветвь) - нанайцев, ульчей, орочей, удэ, сроков, маньчжуров. В Т.-м. М. Выделяются два слоя. Дошаманский и шаманский. Дошаманский пласт охватывает представления о происхождении вселенной и сотворении земли и всего живого на ней. Древний вариант эвенкийского мифа о сотворении мира рассказывает, что вначале были только вода и два брата (или птицы в более древнем варианте). Младший брат достал со дна немного земли (в варианте - ему принесла в клюве птица) и положил её на поверхность воды. Затем сел и заснул. Старший брат стал вытаскивать из-под него землю и растянул её настолько, что она превратилась в большую современную землю.

Потом братья начали работать - делать из глины и камня изображения людей и полезных человеку животных - младший брат, вредных человеку зверей - старший брат. У младшего была помощником собака (в варианте - ворон или медведь), которая должна была в отсутствие творца охранять сделанные им изваяния и не показывать их старшему брату. Однажды страж, соблазнившись на предложение старшего брата дать ему мех, показал ему творения младшего брата. Старший ввёл в изваяния разные болезни либо поломал их. Младший брат, вернувшись, наказал помощника и продолжал своё дело. Окончив, младший ушёл на небо, оставив посредником между людьми и собой ворона (медведя), а старший брат ушёл под землю. Появившиеся позже шаманы назвали младшего брата сэвэки, а старшего харги.Весь мир (буга) представлялся как три мира.

Верхний, выше неба, вход в который был через нянгня сангарин (отверстие неба) - Полярную звезду. Средний мир - земля и нижний мир, вход в который через водовороты. В верхнем и нижнем мирах жизнь происходит таким же образом, как в среднем мире, только люди, живущие там, не понимали эвенков и выпроваживали их, так как те приносили болезни. Выше верхнего мира находятся светила. Наиболее древние мифы представляют солнце и месяц женщинами, более поздние - парой супругов. Миф об охотнике Хэглуне, который гонится на лыжах за лосем, образовался в период, когда тунгусы вышли в тайгу и начали охотиться на лосей. Охотник и лось - это созвездие Большая Медведица, а лыжный след охотника - Млечный путь.Значительно позже появились шаманские космогонические мифы.

Верхний мир находится выше истоков и вершины горы (или выше семи туч), нижний мир - ниже устья реки энгдекит, начинающейся в верхнем мире и кончающейся в нижнем. Всякий попавший в нижний мир, даже шаман, обратно не возвращается. Шаманская космогония отразила процесс расселения древних тунгусов по рекам, поэтому ориентация верхнего и нижнего миров (восток, юг, юго-восток и т. Д.) зависит от направления течения основной реки, по которой шло расселение в тайге. На энгдеките ниже всех миров мёртвых находятся души первых шаманок (на утёсах), а также всех тех, кто вошёл в формирование древних тунгусов (чангиты, нгамондри, дяндри, няндри и др.). Там же размещаются и вышедшие из употребления костяные и каменные предметы, называемые шаманами мугды.

На притоках энгдекита - личных шаманских реках (их истоки бывают в водоворотах) помещаются духи - помощники шаманов, в то время, когда шаман не заставляет их работать, т. Е. Не отправляет их на поиски пропавшей души больного, которого он лечит. В верхнем мире шаманы помещали творца земли и человека - сэвэки. Сами шаманы выступали посредниками между сэвэки и людьми. По шаманским представлениям, нерождённые души помещаются в т. Н. Нгектаре (или нгеви) - у подножия гор верхнего мира. Рождённые - в человеке, а после смерти последнего - в мире мёртвых. Одной из функций шаманов была «отправка» душ (оми) умерших в мир мёртвых. У шаманов существовал целый сонм духов-помощников - сэвэн, буркан и др. Из животного мира. Они рассылали их с разными поручениями, когда требовалось найти «украденную» душу больного или узнать то, что хотел спрашивающий, а иногда и провезти душу умершего в мир мёртвых.

С ними шаманы постоянно общались, устраивая сэвэнчэпэке (сэвэн, с эвенкийского букв. «камлать», сэвэнчэпэке, «камлание» - обряд единения с духами). Сэвэны помещались на личной реке шамана, когда у них не было поручений. Управление этими духами и было второй функцией шаманов. Изображения их делали в большом количестве, особенно нанайские шаманы. Устраивая камлания, в которых принимали активное участие духи-помощники, шаманы приносили кровавые жертвы сэвэки или духам предков шаманов.Так как шаманы создали представление о духах-хозяевах, они же первыми начали обряды посвящения или табуирования оленя-сэвэка. Кроме того, шаманы стали главными и активными участниками охотничьих мистерий, добавив к ним некоторые свои обряды («очищение» охотников и их оружия и снаряжения, гадания на охоту и жизнь охотников, обновление частей своего костюма и бубна и др.).

Для камланий, основанных на мистериях, кровавых жертвоприношений не было. Создав космогонию, шаманы поселили на энгдекит между мирами мёртвых и устьями личных шаманских рек своих предков - шаманок и шаманов и создали о них мифологические рассказы, например о Гуривуле (Муривуле), Торганэе. Они поселили туда и древних предков разных групп иноязычного населения, части которого слились с тунгусами (напр., чури, чулугды, нгамодри, няндри, гольди), также создав о них мифологические рассказы.Лит. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору, сост. Г. М. Василевич, Л., 1936. Исторический фольклор эвенков, сост. Г. М. Василевич, М.-Л., 1966. Василевич Г. М„ Ранние представления о мире у эвенков, в сб. Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований.

Труды Института Этнографии, т. 51, М., 1959. Её же, Некоторые данные по охотничьим обрядам и представлениям у тунгусов, «Этнография», 1930, М 3. Её же. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков, в кн. Сборник музея антропологии и этнографии, т. 17, М.-Л., 1957. Козьминский И. И., Отчет об исследовании материальной культуры и верований гаринских гольдов, в кн. Гарино-Амгунская экспедиция 1926 г., Л„ 1929. Его же. Возникновение нового культа у гольдов, в кн. Сборник этнографических материалов, № 2, Л., 1927. Лопатин И., Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские, Владивосток, 1922, с. 212-40. Шимкевич П. П., Материалы для изучения шаманства у гольдов, Хабаровск, 1896. Штернберг Л. Я., Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны, Хабаровск, 1933.

Shirokogoroff S., Psychomental complex of the Tungus, L., 1935.Г. М. Василевич.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Тулл Гостилий

(Tullus Hostilius). Третий римский царь (672—640 гг. До Р.Х.). Он разрушил г. Альбу-Лонгу и переселил жителей этого города в Рим, на Делийский холм. Он воевал также с самнитами и отличался воинственным нравом.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Тулуниды

Династия в Египте в 868 - 905. Основатель - наместник Аббасидов в Египте Ахмед ибн Тулун. При Тулунидах Египет стал фактически независимым от Аббасидов. При Ахмеде ибн Тулуне и его преемнике Хумаравейхе был одержан ряд побед в сражениях с византийцами. В 878 Ахмед ибн Тулун подчинил Сирию. Некоторое снижение налогового гнета, осуществляли Тулуниды способствовали подъему египетского хозяйства. Столицей государства Тулунидов стал основанный в конце 9 в. Вблизи Фустата города Катай. Поражение нанес..

Тункан

В мифологии сиу-дакотов (Северная Америка) духи земли, связанные с культом плодородия, олицетворяют одну из четырёх стихий. Т. Ассоциируются с севером, их ритуальный цвет - синий (по другим источникам - белый).А. Б.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Туонглуонг

В мифологии тхай Вьетнама (тайская языковая группа) божество воды. Оно имеет образ змеи или дракона, обитающего в самых глубоких местах водоёмов.я. Ч.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Тунгусо-маньчжурская Мифология Тунгусо-маньчжурская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тунгусо-маньчжурская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тунгусо-маньчжурская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 30 символа