Умай

295

В мифологии древних тюрок богиня, олицетворяющая женское, земное начало и плодородие. Покровительствует воинам и супруге кагана, которая обликом подобна У. Видимо, считалась супругой Тенгри (неба). Упоминается в рунических текстах 7-8 вв. Некоторые исследователи предполагают, что образ У. Генетически связан с иранской мифологической птицей Хумай, которая, бросая свою тень на человека, делает его счастливым. Пережитки веры в У. Сохранялись в мифологиях ряда тюркоязычных народов. Например, у огузов У. Считалась духом - покровителем младенца во чреве матери, бытовала поговорка. «Кто будет служить У., тот получит сына». У шорцев У. (Май) - дух - хранитель младенцев, принимающий также души умерших. У телеутов У. (Май-энэ-си, Май-энэзи) и казахов (Умай-ене) - также дух - хранитель детей.

Киргизы считали, что У. Дарует богатый урожай и умножает скот, является покровительницей домашнего очага и охранительницей детей. К ней во время родов обращались повитухи, при лечении детей - знахарки. В урожайные годы говорили. «Из груди Умай эне [матери У.] молоко течёт». Позднее, с утверждением ислама, У. У киргизов отождествлялась с Фатимой (Батма Зуурой). В турецкой мифологии У. Трансформировалась в Омаджи, духа, которым пугали детей.Лит. Дыренкова Н. П., Умай в культе турецких племен, в сб. Культура и письменность Востока, т. 3, Баку, 1928. Абрам-зон С. М., Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л. 1971, с, 275- 80. Потапов Л. П., Умай - божество древних тюрков в свете этнографических данных, в кн. Тюркологический сборник, 1972, М., 1973.

Усманова М. С., Обычаи, связанные с рождением ребенка у хакасов, в сб. Из истории шаманства, Томск, 1976, с. 166-71.В. Б.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Умай

Умай - богиня тенгрианства - религии кипчаков, наравне с Тенгри-ханом. Олицетворение женского земного начала. Умай покровительствовала младенцам, и изображали ее, как правило, с младенцем на руках. По некоторым данным, этот образ заимствован из индуизма.. ..

Улу Тойон

(«великий господин»), в якутской мифологии глава злых духов верхнего мира, родоначальник большого племени абасы. Первоначально относился к разряду айы. Согласно мифам, он дал людям душу (сюр), послал им через ворона огонь. У. Т. Считался покровителем ряда якутских родов, отцом и духом - покровителем воронов, а также наиболее могущественных шаманов. К У. Т., как к высшему судье, часто обращаются шаманы с жалобой на обиды людей и за разрешением того или иного спора. Суд У. Т. Очень строгий, решени..

Ульгень

В мифологии алтайцев и шорцев верховное божество, демиург и громовержец, глава светлых чистых духов, населяющих небесную сферу мироздания. Эпитеты У. - «светлый», «белый», «белая светлость», «белый светлейший государь», «молниеносец», «громовержец», «палящий», «двигающий солнце и луну», «синий» (ср. Тенгри), богатый, обильный. Он именуется также Курбустанака (Кубустан-аакай, букв. «Курбустан-батюдпка»), сближаясь таким образом с монгольским Хормустой. У. Восседает на золотом престоле в золотом д..

Умбрия

(Umbria). Область средней Италии.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Умирающий И Воскресающий Бог

Как главный персонаж мифов (особенно характерных для древних культур Средиземноморья) У. И в. Б. Оказывается во вражде с драконом, хтоническим демоном или божеством, олицетворяющим деструктивные силы природы (напр., Осирис с Сетом, Балу с Муту, Инанна с Эрешкигаль), либо каким-нибудь вольным или невольным проступком вызывает гнев богини-матери или своей божественной партнёрши (Думузи - Инанны, Адонис - Артемиды, Дионис - Геры). В результате конфликта бог - герой мифа погибает (Осирис, Балу, Адон..

Дополнительный поиск Умай Умай

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Умай" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Умай, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 4 символа