Фома
[греч. Θωμάς, от евр. Tô'âm, «двойной», «двоякий», «близнец». По-видимому прозвище (в греч. Переводе Δίδυμος, Дидим, т. Е. Близнец)], в христианских преданиях один из двенадцати апостолов. Ф. Не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус Христос (Ио. 20, 24), и он отказывается поверить в воскресение Христа, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них перста (имя «неверного», т. Е. «неверующего», Ф. Становится нарицательным). Несколько дней спустя Христос вновь приходит к ученикам и предлагает Ф. Прикоснуться к ранам на своём теле (20, 27), укоряя его. «ты поверил, потому что увидел меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» (20, 29). Гностическая традиция, обыгрывая образ Ф. Как «близнеца» Иисуса Христа, нередко представляет Ф.
Единственным из апостолов, кто удостоился откровения о тайном смысле учения Христа (см., например, «Евангелие от Ф.», «Книгу Ф. Атлета»). Наряду с другими апокрифами гностического происхождения большой интерес представляют «Деяния Ф.». По преданию, явившийся Ф. В видении Христос велит ему отправиться к индийскому царю Гондоферу, который ищет искусного зодчего для постройки дворца (в христианском искусстве угольник становится атрибутом Ф.). Ф. Предоставляет Гондоферу чертежи сказочно прекрасного дворца. Щедро наградив апостола и оставив его надзирать за строительством, царь отбывает. Ф. Раздает сокровище нищим и в отсутствие царя занимается проповедью слова божьего. Узнав об этом, Гондофер заключает его в темницу.
Но умерший брат царя Гад воскресает в четвёртый день и рассказывает, что ангелы отнесли его в рай и, явив ему великолепную храмину из золота, серебра и самоцветов, которую Ф. Воздвиг на небесах для оказавшегося недостойным её царя, сказали, что Гад будет владеть ею, возместив брату деньги, которые тот считает потраченными впустую. Исполнившись раскаяния, царь просит прощения у Ф., который предлагает ему уверовать в Христа и креститься. В северо-западной Индии Ф. Навлекает на себя гонение, обратив жену местного царя и побудив её избегать супружеского ложа. Ф. Подвергают разнообразным пыткам, но он остаётся невредим. Царь пытается принудить его к идолопоклонству, но Ф. Приказывает бесу покинуть кумир и сокрушить его.
При виде разбившегося кумира верховный жрец в ярости пронзает Ф. Мечом. Христиане с почестями погребают тело (уже в 4 в. Одна из монашеских общин в Индии носила имя Ф., а сами индийские христиане называют себя «христианами апостола Ф.»). По преданию, в 3 в. Император Александр переносит мощи Ф. В город Эдессу, становящийся с этого времени центром почитания апостола. Однако его пустая гробница в районе Малабарского побережья остаётся до сих пор важнейшим центром местного христианского культа. Иоанн Златоуст сообщает легенду, согласно которой Ф. Посетил страну волхвов, крестил этих мудрых мужей и сделал их столпами веры (крещение волхвов изображено на одной из створок алтаря Фомы Аквинского в церкви Санкт-Юрген, Висмар, 16 в.).
По другой версии, апостол проповедовал парфянам, мидийцам и персам и принял мученическую смерть, пронзённый пикой.В 13 в. Появляется много изображений Ф. И сцен из его жития (напр., витражи нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, соборов в Бурже, в Шартре и Type). Наиболее известные среди них - мозаика в Капелла Палатина (Палермо), фрески Буффальмако в Кампо Санто (Пиза) и его же в Санта Мария Донна Реджина (Неаполь), а также пластическая группа Андреа дель Верроккьо и картина X. Хольбейна Старшего.Лит. Vath A., Der hellige Thomas, der Apostel Indtena, Aachen, 1925. К1ijn A. F. J., The acts of Thomas, Leiden, 1962.О. Е. Нестерова.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Фома
На нашем сайте Вы найдете значение "Фома" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фома, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 4 символа