Хеймдалль

106

(др.-исл. Heimdallr), в скандинавской мифологии бог из числа асов. Обозначается как «светлейший из асов», «предвидящий будущее подобно ванам». Его прозвища - «златорогий» и «златозубый», конь его - «золотая чёлка». X. - «страж богов» («Старшая Эдда»), «сын девяти сестёр», «дитя девяти матерей» («Заклинание Хеймдалля» в «Младшей Эдде»). X. Считается сыном Одина. Жилище X. Называется Химинбьёрг («небесные горы») и локализуется «Младшей Эддой» вблизи моста Биврёст, соединяющего небо с землёй. Как страж богов, X. Отличается острым зрением и слухом, его слух (по другому толкованию - рог) спрятан, как сообщается в «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда»), под корнями мирового ясеня Иггдрасиль (возможно, там же, где глаз Одина).

Перед концом мира (см. Рагнарёк) X. Трубит в рог Гьяллархорн («громкий рог»), призывая богов к последней битве. В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») сообщается, что X. Пьёт мёд (в «Младшей Эдде» из рога Гьяллархорн мёд пьёт Мимир, таинственный хозяин источника мудрости). В скальдических кеннингах (иносказаниях) меч называется головой X., а голова - мечом X. Скальд Ульв Уггасон упоминает (как о том сообщается в «Младшей Эдде») о борьбе X. И Локи (принявших обличье тюленей) за драгоценность фрейи - Врисингамен у камня Сингастейн. В битве перед концом мира X. И Локи снова сражаются и убивают друг друга. В первой строфе «Прорицания вёльвы» люди называются детьми X., а в прозаическом вступлении к стихотворению эддического стиля «Песнь о Риге» («Старшая Эдда») X.

Отождествляется с Ригом - первопредком и культурным героем, отцом родоначальников трёх социальных групп - конунга, свободного крестьянина и раба. Так как Риг - странник, ведающий руны, Р. Мейснер и другие учёные сомневались в первоначальном тождестве Рига и X., а в Риге видели скорее Одина.Образ X. Крайне труден для понимания из-за отрывочности информации и отсутствия связного мифа о нём. Учёные 19 в. Считали «светлейшего из асов» персонификацией радуги (или млечного пути, небесного свода, зари, солярным или лунарным божеством и т. Д.). Его сравнивали как с Христом или архангелом Михаилом (трубит в рог), так и с различными «звериными» демонами - либо имеющими рога (козёл), либо воспринимаемыми как стражи (петух) или как духи дерева (дятел).

Была и попытка противопоставить X. Как «бога начала» Локи как «богу конца», а также отождествить X. С каким-либо другим скандинавским богом - Тором, Видаром, Фрейром. Из новейших интерпретаций представляют интерес объяснения X. Пиппинга, Ф. Р. Шрёдера, В. Грёнбека, О. Ольмаркс. Пиппинг, исходя из работ У. Харва и А. Ольрика о мировом древе и из сибирских параллелей, расшифровывает Heim-dall как «мировое древо» и считает X. Персонификацией мирового древа или мирового столпа. «Девять матерей» - это, по Пиппингу, «девять миров» (упоминаемых в «Прорицании вёльвы» «Старшей Эдды»). Шредер отождествляет X. С индо-иранским Митрой и с якутским Белым юношей - первопредком (ср. Отождествление Хеймдалль - Риг), который якобы восходит к манихейству и митраизму.

Грёнбек определяет X. Как бога-стража, который, подобно индийскому Варуне, является охранителем святости культового праздника. Его дети - культовая община, «девять матерей» - девять ритуальных актов, его «рог» связан с ритуальной музыкой. Ольмаркс современными филологическими средствами возрождает солярную интерпретацию X. Врисингамен, за который X. Борется с Локи, - это иносказание солнца, солнечный бог рождается из моря и его девять матерей - волны и одновременно девять месяцев беременности моря солнцем. Первопредки (Риг) - якобы всегда солнечные боги, меч X. - солнечные лучи, а рог X. - лунарный символ (как и глаз Одина). Наиболее вероятным представляется интерпретация X. Как стража богов и хранителя мирового древа, антропоморфной персонификацией которого он, возможно, и является.

Одновременная связь с мировым древом Одина (как божественного шамана) объясняет параллелизм слуха (рога) X. И глаза Одина. Не исключено, что рог X. (в свете кеннинга о голове-мече) и прозвище «златорогий» первоначально связаны с его зооморфной ипостасью. С мировым древом связана и культовая община, откуда, возможно, и идёт представление о X. Как первопредке. Не исключён и дополнительный солярный символизм. Образ X., трубящего в рог перед концом мира, скорее всего, обязан христианскому влиянию.Лит. Оhlmarks A., Heimdalls Horn und Odins Auge, Lund - Kbh„ 1937 (Studien zur nordischen und vergleichenden Religionsgeschichte, Bd. 1). Gronbech V., The culture of the Teutons, II, L. - Kbh., [1932]. Schröder F. R. Altgermanische Kulturprobleme, В.

- Lpz., 1929 (Trubnere phllologische Bibliothek, Bd. 11). Gurewitz A., Tripartitio Christiana - tripartitio scandinavica (W eprawie interpretacji «Piesni о Rigu.). «Kwartalnik historyczny, 1973, rocznik 80, № 3.E. М. Мелетинский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Хеймдалль

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Хейдрун

В германо-скандинавской мифологии коза. Которая доится медом, которым питаются эйнхерии - погибшие воины, принятые за доблесть и мужество в дружину Одина(Источник. «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»). ..

Хейлин

В мифологии валлийских кельтов Хейлин - один из семи бриттов, уцелевших в ужасной войне Брана Благословенного против Матолвха. По легенде, Хейлин открыл волшебную дверь, через которую семеро выживших сумели бежать с острова Гвэлс, после чего еще целых восемьдесят лет добирались из Ирландии в Британию из того злополучного похода (см. Глава 20).(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Хейнин

В мифологии валлийских кельтов Хейнин - глава бардов при дворе короля Артура, когда туда только что прибыл Талесин.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Хейтси-эйбиб

Хийгейп, Хейсиб, Кабип, Тсуи-Гоаб, Тиква, центральный персонаж в мифологии готтентотов (нама, корана и др.), предок, податель дождя [бог (?) дождя], культурный герой, трикстер. Имя Х.-Э. (Хейгейп, Хейсиб, Кабип) истолковывается некоторыми исследователями как «имеющий вид дерева», «большое дерево».Согласно мифам, от Х.-Э. Произошли все готтентотские племена (его называют прадедом, прапрадедом, отцом наших отцов, отцом, нашим господином). По мифу нама, он сделал скалы и камни, из которых вышли пре..

Дополнительный поиск Хеймдалль Хеймдалль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хеймдалль" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хеймдалль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 9 символа