Хельги
(др.-исл. Helgi, «священный», «посвящённый»), герой скандинавской мифологии и эпоса. Согласно датским преданиям (сохранившим черты наиболее архаического образа X.), X. - отец легендарного конунга из династии Скьельдунгов Хрольва Краки (Жердинки), родившегося от брака X. С собственной дочерью. Этот X. Близок мифологическому типу «предка», «родоначальника». В «Старшей Эдде» - три песни о X. («Первая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Вторая песнь о Хельги, убийце Хундинга», «Песнь о Хельги, сыне Хьерварда»), причём во второй и первой песни X. - сын не Хьерварда, а Сигмунда, т. Е. Брат Сигурда (результат втягивания X. В цикл вёльсунгов - нибелунгов). Таким образом, в эддических песнях и в сагах фигурируют, собственно, несколько X., которые в «Старшей Эдде» частично сближены, однако в песнях осталось немало противоречий и расходящихся между собой мотивов (возможно, что эддические песни о X.
- фрагменты более древних песней).В центре внимания эддических песней о X. - его воинские подвиги (их главные мотивы - родовая месть, добывание невесты). Герой пользуется покровительством валькирий - богатырских дев-воительниц, из их числа и его возлюбленная (Сигрун, Свава). Ряд признаков указывают, по мнению Е. М. Мелетинского, на происхождение сказаний о X. Из богатырской сказки. Детство героя (по одной версии, раннее возмужание, по другой - запоздалое), ритуальное посвящение героя и наречение его именем, которое даёт ему дух-хранитель (у X. - это валькирия, которая затем и защищает героя в битвах). Героическое добывание невесты. X. Гибнет в бою с «кровными» врагами (по одной из песней, убийца X. - сын убитого им конунга Хродмара, по другой - брат Сигрун).
Вслед за героем гибнет и его возлюбленная Сигрун.О. Хёфлер в поисках ритуальных истоков сказания о X. Предполагает, что X. - культовое имя жертвы в древнегерманском религиозном центре, описанном Тацитом («Германия», 39). Возлюбленная X. - жрица, руководящая жертвоприношениями, а убийство X., совершаемое копьём Одина, символизирует обновление королевской власти при посредстве ритуальной жертвы. Мотив смерти и вторичного рождения X. И его возлюбленной [две песни о X. Имеют конец. «Говорят, что X. И Свава (X. И Сигрун) родились вновь»] отражает, возможно, представления об эйнхериях - павших в бою героях, и о хьядингах, которых валькирии возрождают для новых битв.Лит. Мелетинский Е. М., «Эдда» и ранние формы эпоса, М., 1968.
Ноf1ег О., Kultische Geheimbunde der Germanen, Fr/M., 1934. Его же, Das Opfer im Semnonenhain und die Edda, в кн. «Edda, Skalden, Saga. Festschrift zum 70. Geburtstag von F. Genzmer», Hdlb., 1962. Vries J. De. Die Helgilieder, «Arkiv for Nordisk tilologi», 1967, bd 72, № 3/4.А. Я. Гуревич.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Хельги
На нашем сайте Вы найдете значение "Хельги" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хельги, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 6 символа