Хормуста
Хормуста-тёнгри, Хормуста-ха н, Хурмаст, Хан Хюрмас (Тюрмас, Хйрмус, Хирмас, Хёрмос)-тёнгери (бурят.), Курбусту (тувинск.), Уч Курбустан, Кубустан-аакай (алт.), Хормусда (маньчж.), в мифологии монгольских народов верховное небесное божество. Восходит к согдийскому Хурмазта (см. В ст. Мазда), который при принятии согдийцами буддизма был отождествлён с Шакрой (Индра), возглавляющим сонм 33 небесных богов. Хурмазта (Хурмузта) был воспринят средневековыми уйгурами-буддистами и затем (не позднее 15 в.) - монголами.В ламаистской космологии X. - главный среди 33 тенгри, пребывающих на вершине мировой горы Сумеру (Меру) и ведущих постоянную войну с асурами. Ему подчинены также четыре махараджи - хранители стран света (локапалы).
Он - покровитель земли, всего видимого мира и обитающих в нём живых существ (по некоторым представлениям, его лоб украшает золотой диск в виде луны).В средневековье X., очевидно, быстро контаминируется с центральным ураническим божеством государственного шаманистского культа - Вечным небом (см. В ст. Тенгри), вплоть до полного отождествления (Хормуста-тенгри иногда осмысливается как «небо»), и в таком качестве он фигурирует как отец (или создатель) Чингисхана. X. - небесный отец Гесера, по повелению Шакьямуни посылающий своего сына на землю. В монгольских шаманских призываниях X. - глава 33 или 99 тенгри. По некоторым версиям, он участвовал в творении верховных небесных богов. В поздних преданиях X. Иногда выступает в роли демиурга (см.
В ст. Монгольских народов мифология). С природой уранического божества связаны его функции громовержца. Согласно сказочно-эпической мифологии, X. - владыка верхнего мира (в одной шаманской легенде описывается как старец, имеющий синюю шелковую шубу), отец многочисленного семейства. К его дочери иногда сватается богатырь. В различных фольклорных сюжетах X. То покровительствует герою, то, напротив, гневается на него, посылает против него своё воинство (напр., драконов-громовержцев лу). Однако обычно конфликт завершается примирением. Вследствие неправильного осмысления книжного выражения «33 тенгри [из царства] X.» как «33 тенгри [по имени] X.» (Гучин гурван Хормустан тэнгэр) эти тенгри выступают в фольклоре (прежде всего западно-монгольском) то в виде множества небесных богов, то в виде одного божества.
От формы «Хормустан», воспринятой как множественное число, возникает не существовавшее ранее имя Хормус, оба теснима проникают (вероятно, от ойратов) в мифологию саяно-алтайских тюрок. В результате модификации формы «Хормустан» появляется божество Уч Курбустан (уч - «три» вместо исходного 33) у алтайцев, функционально сходное с Улъгенем, но в отличие от него встречающееся прежде всего не в шаманской мифологии, а в повествовательно-фольклорных сюжетах. Уч Курбустан фигурирует то как один персонаж, то как трое небесных владык (иногда - три брата, восседающие на трёх золотых престолах). Урянхайское поверье называет их. Эрлик-хан (вопреки обычному отнесению этого персонажа к нижнему миру. См. Эрлик), Орус-хан («русский царь») и Эджен-хан («государь-владыка» - китайский император).
Теоним Хормос, который у алтайцев приобретает форму «кор-мос», становится термином для обозначения обширной категории шаманских духов - злых, тёмных, нечистых. Демонов преисподней, обитающих в нижнем мире, а также духов предков (напр., алт. Кан адалар кормос - духи предков по мужской линии).Лит. Ёанзаров Д., Черная вера, или Шаманство у монголов, Собр. Соч., М., 1955, с. 69-60, 261. Владимирцов В. Я., Монгольский сборник рассказов из Paficatantra, в кн. Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 5, в. 2, Л., 1925, с. 520.С. Ю. Неклюдов. Важное место занимает X. В бурятской мифологии. Он - глава добрых западных 55 тенгри (версия балаганских бурят), а также повелитель тёплых дождей, необходимых для травостоя, покровитель кузнечного ремесла.
Помимо тенгри, ему подчинены их дети и внуки (ханы, эжины, заяны). Согласно бурятской версии эпоса о Гесере, X. Имеет трёх сыновей, имена которых либо восходят к книжной версии Гесериады (Заса Шухер-аха, Ами Сахидак, Тогос Сокто), либо заимствованы из исторических преданий и принадлежат Чингисхану и его братьям (Хабата Хасар-мерген, Бухе Белигте, Шингис Шерете-богдо). Оружие бурятского X. Копьё из чёрного дерева, серебряный колчан со стрелами и жёлтый бухарский лук в серебряном футляре, петля с 13 узлами, кнут с 88 узлами и 99 пуговицами. Его воинское облачение составляют три слоя доспехов. Наружный - чёрный, средний - непромокающий в ненастье, длящееся 70 лет, не прошибаемый стрелами с 70 наконечниками, нижний - с 87 пуговицами, сверкающий солнечными лучами.
На голове шлем в виде белой шапки, лучезарный, как звезда. Ездит X. На тёмно-гнедом коне величиной с гору.С X. Связан ряд сюжетных линий в бурятском эпосе Гесере. X. Борется с Ата Улан-тенгри, главой злых восточных тенгри, из-за обладания Саган Себдеком, нейтральным божеством, не примыкавшим ни к западным, ни к восточным тенгри. Он посылает на землю своего сына (в земном перерождении - Абай Гесер Вогдо), который сражается со злыми силами, возникшими из тела низвергнутого на землю Ата Улана.Н. Л. Жуковская.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Хормуста
На нашем сайте Вы найдете значение "Хормуста" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хормуста, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 8 символа