Эскимосов Мифология

166

Согласно Э. М., природа населена духами. Наиболее распространённая разновидность духов - инуа - хозяева или хранители предметов, животных, явлений природы. Инуа есть у скал, озёр, мысов и т. П. Особенностей рельефа, направлений ветра, у сна и других состояний человека и животных. Инуа может принимать вид маленького человечка с деформированными чертами лица или маленькой копии того предмета или животного, духом которого он выступает. От инуа отличают тарнек - души людей и животных.Одним из наиболее характерных и значительных персонажей Э. М. Является хозяйка тюленей и других морских животных Седна. Это божество известно в разных частях эскимосского мира под разными именами. В западной Гренландии её называют Арнаркуагссак («старая женщина»), в восточной Гренландии - Имап-инуа («мать моря»), у канадских эскимосов нетсилик - Нулиаюк.

Седна обитает на дне моря и повелевает всеми животными, которых она время от времени даёт людям. Если люди грешат, их грехи, как грязь, запутываются в волосах Седны, тогда она гневается, держит моржей и тюленей далеко от берега, и в эскимосских селениях наступает голод. По мифам некоторых эскимосских групп, например нетсиликов, Седна - хозяйка не только морских, но и сухопутных животных, в частности оленей карибу, а также речных рыб и птиц. У обитателей Арктического побережья Канады - медных эскимосов и эскимосов нетсилик Седна считается самым могущественным из духов. Она управляет погодой, загробным миром и др. Седна враждебна мужчинам.Характерным персонажем эскимосов Лабрадора является Торнгарсоак, дух - хозяин морских животных, которого представляют в образе белого медведя, живущего в пещере в горах на северной оконечности Лабрадора.

Согласно некоторым мифам, Торнгарсоак является хозяином не только морских животных, но и оленей карибу, созданных его женой Супергаксоак. В большинстве мифов Супергаксоак выступает не только создательницей, но и хозяйкой оленей карибу. Большое место в Э. М. Занимают рассказы о многочисленных злых духах, которых азиатские эскимосы называют тугныгат, лабрадорские - торнайт, медные - торнрайт, эскимосы Аляски - тунерак. Торнайт представляют в виде антропоморфных гигантов или карликов, или людей с одной рукой и ногой, или в виде существ самых различных фантастических форм.Заметную, хотя и меньшую, чем у индейцев, роль в Э. М. Играет Ворон, выступающий как культурный герой. У эскимосов Аляски Ворон создал мужчину из бобового стручка, а из глины вылепил различных животных и вдохнул в них жизнь.

Первыми он создал горных козлов, потом оленей, а уже затем женщину, ставшую женой первого мужчины. Ворон научил эскимосов, как жить на земле, как добывать пищу. Согласно мифу эскимосов острова Кадьяк, Ворон принёс в мир свет, и в тот же момент с неба упал пузырь с мужчиной и женщиной, которые создали горы, леса, море и населяющих их животных.Лит. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки, М. 1974. Расмуссен К., Великий санный путь, пер. С дат., М., 1968. Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965, с. 87-92. Hawkes E., The Labrador Eskimo, Ottawa, 1916, p. 124-64. Jenness D., Myths and traditions from Northern Alaska, the Mackenzie Delta and Coronation Gulf, Ottawa, 1924. Rasmussen K., The Netstllk Eskimos, Cph., 1931.

Его же. Intellectual culture of the copper Eskimos, Cph., 1932. Gubser N. The Nunamiut Eskimos, New Haven, 1965. Oswalt W., Alaskan Eskimos, S. F.-Chi., 1967, p. 209- 21. Weyer E., The Eskimos, Hamden, 1962, p. 233-466. Sculpture, [Toronto, 1971].Л. А. Файнберг.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Эсак И Гесперия

Эсак был сыном царя Трои, Приама, братом великого героя Гектора. Он был рожден на склонах лесистой Иды, прекрасной нимфой Алексироей, дочерью речного бога Граника. Выросши в горах, не любил Эсак города и избегал жить в роскошном дворце отца своего Приама. Он любил уединение гор и тенистых лесов, любил простор полей.Редко показывался Эсак в Трое и в совете троянцев. Несмотря на уединенную жизнь Эсака, характер его не был дик и груб, он был приветлив, а сердце его было доступно чувству любви. Част..

Эсеге Малан-тенгри

[«отец плешивое (лысое, широколобое) небо»], Эсеге Малан бабай («отец плешивый батюшка»), в бурятской мифологии один из 55 западных (добрых) тенгри, по другим версиям, глава всех 99 тенгри. Олицетворяет ясную, солнечную погоду как одно из свойств неба. Э. М.-т. - сын Хухе Мунхе-тенгри («синего вечного неба»), выражает его волю. Согласно некоторым преданиям, Э. М.-т., до того как стать небожителем, обитал на земле. Как культурный герой он ввёл ярмо для быков, упряжь для лошадей, переселение невес..

Эскулап

Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами. Он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий — бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон..

Эскулапий

См. Асклепий.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Эскимосов Мифология Эскимосов Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эскимосов Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эскимосов Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 19 символа