Гиршман Владимир Осипович

209

(1867—1936, Париж), предприниматель, коллекционер. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Унаследовал от отца небольшую иголочную фабрику (под фирмой «Гиршман С. И Сын») в селе Колюбакино Рузского уезда Московской губернии, превратил её в крупное предприятие по производству иголок всех систем, чулочных спиц, стальных булавок, рыболовных крючков и пр. В 1890-е гг. Увлёкся коллекционированием. Основу собрания составляла современная ему русская живопись. Картины и рисунки (около 200 в начале 1900-х гг.) Гиршман приобретал преимущественно на выставках в Москве и Петербурге, а также непосредственно у художников. Среди них работы М.А. Врубеля («Демон»), В.Э. Борисова-Мусатова («Гобелен»), А.Н. Бенуа («Прогулка короля»), А.М. Васнецова («На берегах Днепра»), М.В. Добужинского («Двор», «Уголок Петербурга», «Кукла», «Окно в парикмахерской»), К.А. Коровина («На Кавказе.

Сидящие горцы», «На Оке», «В мастерской художника», «Бумажные фонари»), Б.М. Кустодиева («Праздник в деревне»). Особенно высоко Гиршман ценил творчество В.А. Серова и К.А. Сомова, которые были представлены в коллекции наиболее полно. Среди работ Серова были «Крестьянский дворик», «Портрет итальянского певца Франческо Таманьо» и др. Произведений Сомова насчитывалось свыше 80, в том числе «Портрет Н.Ф. Обер», «Поэты», «Пейзаж», «Заросший пруд», «На балконе», «Дама в розовом платье», «Спящая молодая женщина», «Портрет М.А. Кузмина». К жемчужинам собрания относились портреты самого Гиршмана и его жены Г.Л. Гиршман, написанные Добужинским, Серовым, Сомовым. В коллекции находились и некоторые произведения В.И. Сурикова и И.И. Шишкина, миниатюры, портреты конца XVIII — начала XIX вв.

Работы А.П. Антропова, Н.И. Аргунова, В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, П.А. Федотова, рисунки русских художников, силуэтные изображения. Гиршман собирал также антикварную мебель (наиболее ранние вещи относились к XVI в.). Эта коллекция к 1917 насчитывала 373 предмета. Наиболее полно была представлена мебель российских мастеров.Собрание Гиршмана располагалось в его особняке в Мясницком проезде, д. 6 (не сохранился. Ныне на этом месте вестибюль станции метро «Красные ворота»). Дом Гиршмана был одним из центров художественной и артистической Москвы. Здесь бывали многие представители отечественной культуры «серебряного века». В 1906 избран почётным пожизненным членом парижского «Осеннего салона».

Субсидировал «Общество свободной эстетики» (существовало в Москве в 1906—17, объединяло поклонников «нового искусства»). Входил в состав комитетов по устройству посмертной выставки произведений Серова (1915, Москва).После Февральской революции Гиршман вошёл в «Союз деятелей московских художественных хранилищ» (товарищ председателя, в 1918 председатель), который стремился способствовать развитию музейного дела, созданию институтов музееведения. В 1918 в особняке Гиршмана было создано хранилище Музейного фонда. В начале 1919 его коллекция национализирована. В октябре 1919 в особняке открыт Музей мебели, затем экспонаты переведены в Александринский дворец в Нескучном саду, где 2 мая 1921 открыт Музей декоративного искусства, художественной промышленности и быта, ликвидированный в 1926 (мебель передана в ГИМ и Музей изящных искусств, частично — различными учреждениям и культурно-просветительскими организациям).

Картины из дома Гиршмана в июне 1920 переданы в Румянцевский музей, при его ликвидации (1924) в основном в Третьяковскую галерею. После 1922 Гиршман эмигрировал во Францию.Литература. Бенуа А.Н., Мои воспоминания, 2 изд., кн. 4—5, М., 1990. Из альбома Г.Л. Гиршман, «Новый журнал», Нью-Йорк, 1963, кн. 71. Зенц Е.М., История одной коллекции, «Вопросы истории», 1968, № 7. Бабаева Л.М., Из истории национализации московских частных художественных собраний в первые годы советской власти, «История СССР», 1977, № 2..

Значения в других словарях
Гинзбург Лео Морицевич

(1901, Варшава — 1979, Москва), дирижёр, пианист, педагог, теоретик дирижёрского искусства. С 15 лет играл в Нижегородском симфоническом оркестре, обучаясь у музыкантов игре на валторне, виолончели и кларнете. Учился в Нижегородском музыкальном училище. В 1928 окончил Московскую консерваторию (как пианист, теоретик и дирижёр), а также МВТУ имени Н.Э. Баумана (1922, диплом инженера-химика) и Берлинскую высшую музыкальную школу (диплом инженера по радиоакустике). Изучал психологию в Московском уни..

Гинзбург Моисей Яковлевич

(1892, Минск — 1946, Москва), архитектор, градостроитель, теоретик, действительный член Академии архитектуры (1939). Окончил Академию художеств в Милане (1914), архитектурный факультет Рижского политехнического института (1917), находившегося в те годы в Москве. С 1921 преподавал в МВТУ (профессор с 1922) и Вхутемасе (профессор с 1923). Теоретик и идейный лидер конструктивизма, один из основателей ОСА (1925) и журнала «Современная архитектура». Участник многочисленных конкурсов 1920—30-х гг. (на..

Главнокомандующий

См. В статье генерал-губернатор.. ..

Главный Военный Госпиталь

См. Главный клинический военный госпиталь имени Н.Н. Бурденко.. ..

Дополнительный поиск Гиршман Владимир Осипович Гиршман Владимир Осипович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гиршман Владимир Осипович" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гиршман Владимир Осипович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 25 символа