Крепостные Театры

161

Вид частного театра, труппа которого создавалась помещиками из крепостных крестьян. Крепостной театр получил распространение в XVIII в. И просуществовал вплоть до отмены крепостного права (1861). Несмотря на многие трагические страницы (насилие над личностью, барские прихоти, гаремность, произвол), крепостной театр сыграл важную роль в становлении и развитии русской театральной культуры. В театрах крупных помещиков будущих артистов обучали не только декламации, музыке, пению и танцам, но и грамоте, иностранным языкам. Крепостные театры создавались в городских и загородных усадьбах (в 1780—90-х гг. В Москве и Подмосковье существовало свыше 20 домашних театров). В XVIII — первой половине XIX вв. Насчитывалось свыше 170 крепостных театров, из них в Москве — 53.

Здесь действовали театры С.С. Апраксина, Г.И. Бабакова, Н.А. И В.А. Всеволожских, П.М. Волконского, Л.К. Нарышкина, Н.И. Одоевского, Д.Е. И А.Е. Столыпиных, А.И. Давыдова, Н.Н. Демидова, И.А. Дурасова, И.К. Замятина, В.Г. Орлова, С.М. Ржевского, А.С. Степанова, П.А. Познякова, Д.И. И Н.Н. Трубецких, Н.Г. И Б.Г. Шаховских и др. Столичные и усадебные театры нередко носили почти профессиональный характер. Они располагали специальными зданиями с хорошо оборудованной сценой, богатым реквизитом, квалифицированным штатом крепостных актёров драмы, оперы и балета.Одним из первых и самым известным крепостным театром был театр графов Шереметевых. С конца 1770-х гг. Он находился в Москве на Никольской улице, затем в подмосковной усадьбе П.Б. Шереметева в Кускове.

Здесь были сооружены три театра — «воздушный» (на открытом воздухе), Малый и Большой. Особого расцвета этот театр достиг, когда его владельцем стал сын П.Б. Шереметева — Н.П. Шереметев. Большой любитель и знаток театрального искусства, он организовал обучение крепостных сценическому искусству, пригласив для этого видных московских актёров. П.А. Плавильщикова, Я.Е. Шушерина, С.Н. Сандунова, И.Ф. Лапина. В начале 1790-х гг. Шереметев перевёл свой театр из Кускова в Останкино, где был отстроен новый театр-дворец. Главная достопримечательность Останкинского театра — сохранившееся доныне двухэтажное машинное отделение, с помощью которого производились сложные сценические иллюзии, а также превращение самого театра в «воксал» (зал для балов и банкетов).

Руководил труппой, надзирал за обучением крепостных, занимался переводами-переделками пьес «библиотекарь его сиятельства» В.Г. Вороблевский, получивший образование в Славяно-греко-латинской академии и побывавший вместе с графом за границей. В репертуар театра входило свыше 100 произведений. Основная часть их составляли комические оперы, а также комедии, драмы, оперы и балеты. Среди них произведения К.В. Глюка («Эхо и Нарцисс»), А. Гретри («Самнитские браки»), Дж. Паизиелло («Инфанта Заморы»), а также русских композиторов Е.И. Фомина («Анюта», «Новогородский богатырь Болеславович»), М.А. Матинского («Санкт-Петербургский гостиный двор»), В.А. Пашкевича («Февей»), О.А. Козловского («Взятие Измаила») и др.

Ставились также комедии А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, Н.П. Николаева. Декорации писали выдающиеся декораторы П. Гонзаго, Ф. Гильфердинг, а также талантливые крепостные живописцы. В труппу театра и его оркестр входило более 200 человек. Имена многих крепостных Шереметевых вошли в историю русского искусства. Среди них композиторы и музыканты С.А. Дегтярёв, Г.Я. Ломакин, инструментальный мастер («русский Страдивари») И.А. Батов, актрисы Т.В. Гранатова, П.И. Жемчугова (ставшая впоследствии женой Н.П. Шереметева).К числу выдающихся крепостных театров принадлежали также театр князя Н.Б. Юсупова в подмосковной усадьбе Архангельское, театр П.А. Познякова (в Леонтьевском переулке). В театре Познякова ставились пышно обставленные комические оперы (декорации писал итальянский живописец Скотти).

Актёров обучали С.Н. и Е.С. Сандуновы. Одной из лучших актрис театра была Любочинская.Из крепостных актёров вышли многие прославленные мастера русской сцены. Среди них реформатор русской сцены М.С. Щепкин.Литература. Евреинов Н.Н., Крепостные актеры, Л., 1925. Кашин Н.П., Театр Н.Б. Юсупова, М., 1927. Дынник Т., Крепостной театр, М.-Л., 1933. Елизарова Н.А., Театры Шереметевых, М., 1944. Старикова Л.М., Театральная жизнь старинной Москвы, М., 1988..

Значения в других словарях
Кремль

Древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс центра столицы, местопребывание Президента Российской Федерации. Расположен на высоком, левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 га. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади.Древнейшие археологические находки на территории Кр..

Кренкель Эрнст Теодорович

(1903, Тарту — 1971, Москва), полярник, исследователь Арктики, доктор географических наук (1938), Герой Советского Союза (1938). В Москве с 1910. В 1924—25 и 1927—38 радист на полярных станциях. Участник экспедиций на судах «Сибиряков» (1932), «Челюскин» (1933—34), дрейфа первой станции «СП» («Северный полюс», 1937—38). С 1938 в Главсевморпути, с 1948 в радиопромышленности, с 1951 в НИИ гидрометеорологического приборостроения (с 1969 директор). Автор мемуаров «Мои позывные — RAEM» (1972), в кото..

Крестовоздвиженский Переулок

(в 1957—92 переулок Янышева, по имени рабочего-большевика М.П. Янышева), соединяет улицы Знаменку и Воздвиженку. Получил название по Крестовоздвиженскому монастырю «на острову», то есть у островка леса (улица Воздвиженка, 7), основанному в XV в. Нечётную сторону переулка в XVII — первой половине XVIII вв. Занимала усадьба князя Р. Горчакова. В домах, построенных на территории усадьбы в XVII—XIX вв., жили актёр П.С. Мочалов, композитор П.И. Чайковский, художник Н.П. Ульянов, в мастерской которого..

Крестовские Водонапорные Башни

Две круглые в плане кирпичные башни высотой около 40 м и диаметром 20 м, связанные между собой ажурным мостиком. Сооружены в 1892 (архитектор М.К. Геппенер) у Крестовской заставы (ныне Рижская площадь) при реконструкции Мытищинского водопровода. В верхнем ярусе башен размещались резервуары весом в 78,5 т и ёмкостью 1850 м3 каждый. На пяти нижних этажах находились жилые и служебные помещения, Контрольная станция водомеров. Крестовские водонапорные башни получали воду с Алексеевской насосной станц..

Дополнительный поиск Крепостные Театры Крепостные Театры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Крепостные Театры" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Крепостные Театры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 17 символа