Театр Сатиры

131

(Большая Садовая улица, 18. Старые адреса. Большой Гнездниковский переулок, 10, Садовая-Триумфальная площадь, 1/29, Малая Бронная, 2). С 1984 академический. Открылся в 1924 спектаклем «Москва с точки зрения...» В.Я. Типота и Н.Р. Эрдмана — юмористическим обозрением современного быта и нравов (режиссёр Д.Г. Гутман, возглавлявший театр в 1926—29). Зрелища подобного типа, близкие эстраде, занимали значительное место в репертуаре коллектива 20-х — начала 30-х гг. С начала 30-х гг. Основой репертуара стала бытовая комедия. В 1933—41 и 1943—48 театром руководил Н.М. Горчаков. Значительные спектакли 30—40-х гг. Отличали метко схваченные жанровые наблюдения, отклики на злобу дня. «Чужой ребёнок» (1933), «Простая девушка» (1937) и «Страшный суд» (1940) В.В. Шкваркина, «Мелкие козыри» В.Е. Ардова (1937), «Факир на час» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского (1945), «День отдыха» (1946) В.П. Катаева, «Свадьба с приданым» Н.М. Дьяконова (1950).

Ставилась также классическая драматургия. «Господин де Пурсоньяк» Мольера (1938), «Слуга двух господ» К. Гольдони (1940), «Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва (1945), «Комедия ошибок» У. Шекспира (1950). В 1948—53 коллектив возглавлял Н.В. Петров. Этапными для театра стали спектакли «Баня» (1953, постановка Петрова, В.Н. Плучека и С.И. Юткевича) и «Клоп» (1955, постановка Плучека и Юткевича). С 1957 театром руководит Плучек. Его постановки «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета (1957), «Тёркин на том свете» А.Т. Твардовского (1966), а также «Доходное место» Островского (1967, режиссёр М.А. Захаров) стали значительными событиями общественной жизни, определили публицистическую направленность искусства театра, яркую зрелищность спектаклей.

Театр обращался к философской трагической сатире, создал цикл спектаклей, вбирающих в себя самые разнообразные жанровые элементы — от трагедии до фарса. «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша (1966), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1969), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1972), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1976), «Бег» М.А. Булгакова (1977), «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля (1980, 1996), «Самоубийца» Эрдмана (1982), «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (1983), «Воительница» Н.С. Лескова (1988), «Идеальный муж» О. Уайльда (1991), «Горячее сердце» Островского (1992), «Укрощение строптивой» Шекспира (1994). Начиная с 60-х гг. Уровень сценической культуры театра в значительной мере определялся работами театрального художника В.Я. Левенталя, оформившего большинство программных спектаклей.

Для актёров Театра Сатиры характерны соединение жизненной достоверности с яркими, острыми театральными приёмами, музыкальность, подчёркнутая, часто гротескно обострённая выразительность пластики. В разные годы в театре работали актёры. В.А. Лепко, В.Я. Хенкин, Т.И. Пельтцер, В.Г. Токарская, Г.Б. Тусузов, И.А. Любезнов, Е.Я. Весник, Т.Г. Васильева, А.Д. Папанов, А.А. Миронов, З.М. Высоковский, В.К. Васильева, Г.П. Менглет, Л.П. Сухаревская, Б.М. Тенин, Б.В. Рунге, М.М. Державин, А.А. Ширвиндт, О.А. Аросева, С.В. Мишулин и др..

Значения в других словарях
Театр Революции

См. В статье Театр имени Вл. Маяковского.. ..

Театр Романа Виктюка

См. «Культурный центр. Театр Романа Виктюка». ..

Театр Совета Рабочих Депутатов

См. В статье «Опера С.И. Зимина».. ..

Театр Суходольских

См. Московский драматический театр.. ..

Дополнительный поиск Театр Сатиры Театр Сатиры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Театр Сатиры" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Театр Сатиры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 12 символа