Хачатурян Арам Ильич

219

(1903, Коджори, близ Тбилиси, — 1978, Москва), композитор, дирижёр, народный артист СССР (1954), доктор искусстведения (1966), Герой Социалистического Труда (1973). Из семьи переплётчика, выходца из крестьян Нахичеванского уезда Учился в Тбилиси в русском частном пансионе (1911—13), затем в Коммерческом училище (1913—21). В Москву приехал в 1921, обучался на биологическом отделении физико-математического факультета Московского университета. Музыке начал учиться в 19-летнем возрасте, поступив в 1922 в Музыкальный техникум имени Гнесиных, где занимался в классе виолончели, с 1925 — в классе композиции М.Ф. Гнесина. В 1929—34 учился в Московской консерватории, затем в аспирантуре при ней по классу композиции Н.Я. Мясковского.

Благодаря старшему брату Сурену Ильичу Хачатурову (приехал в Москву в 1910), режиссёру 1-й Студии МХТ, создателю Армянской драматической студии (1919), Хачатурян познакомился с Е.Б. Вахтанговым, М.А. Чеховым, слушал игру пианистов Н.А. Орлова, К.Н. Игумнова, посещал студию художника П.П. Кончаловского, сблизился с семьёй пианистки Е.А. Бекман-Щербины. В те же годы Хачатурян пел в хоре армянской церкви, в 1926—28 заведующий музыкальной частью 2-й Армянской драматической студии (под руководством Р.Н. Симонова) при московском Доме культуры Советской Армении. Здесь в 20—30-х гг. Был поставлен ряд драматических спектаклей с музыкой Хачатуряна. Знакомство в Москве с композитором А.А. Спендиаровым, который поддержал молодого Хачатуряна, встречи с дирижёром К.С. Сараджевым, участниками квартета имени Комитаса скрипачом А.К. Габриэляном и виолончелистом С.З. Асламазяном сыграли значительную роль в выявлении национально характерных черт в творчестве Хачатуряна.

Среди выдающихся произведений Хачатуряна тех лет — «Песня-поэма» для скрипки и фортепьяно (1929), «Токката для фортепьяно» (1932). 1-я симфония Хачатуряна, написанная как дипломная работа к окончанию консерватории, была исполнена 23 апреля 1935 оркестром филармонии. Мировую известность Хачатуряну принёс его фортепианный концерт, впервые сыгранный Л.Н. Обориным (которому концерт посвящён) с филармоническим оркестром под управлением Л.П. Штейнберга 12 июля 1937 в парке «Сокольники». 24 октября 1939 в Большом театре был показан балет «Счастье», написанный Хачатуряном специально к Первой Декаде армянского искусства в Москве и поставленный Ереванским театром оперы и балета. 16 ноября 1940 впервые исполнен скрипичный концерт, посвящённый Д.Ф. Ойстраху и сыгранный им с Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением А.В. Гаука.

В начале 40-х гг. Появилась наиболее известная музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям — «Валенсианской вдове» Лопе де Веги и «Маскараду» М.Ю. Лермонтова. В годы Великой Отечественной войны Хачатурян входил в Военную комиссию Союза советских композиторов, создал песни «О капитане Гастелло», «Море Балтийское», «Марш героям Отечественной войны». 3 октября 1943 в Колонном зале Дома Союзов впервые в Москве прозвучала музыка балета Хачатуряна «Гаянэ» (1-я оркестровая сюита. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением Н.С. Голованова). Московская премьера балета состоялась в мае 1957 в Большом театре. Событием в музыкальной жизни Москвы военных лет была премьера 2-й симфонии Хачатуряна — так называемой Симфонии с колоколом (30 декабря 1943, Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Б.Э. Хайкина, Большой зал Московской консерватории).

Среди наиболее примечательных московских премьер Хачатуряна послевоенных лет — виолончельный концерт, посвящённый С.Н. Кнушевицкому и исполненный им с Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Гаука в ноябре 1946 в Большом зале Московской консерватории. Исполненная здесь же 25 декабря 1947 Симфония-поэма для оркестра, органа и 15 труб, посвящённая 30-летию Октябрьской революции (Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Е.А. Мравинского, солист И.А. Браудо), послужила поводом для официальной критики творчества Хачатуряна и обвинения его в «антинародном формализме». Критиковалась и деятельность Хачатуряна в Оргкомитете Союза композиторов СССР (в 1939—48 Хачатурян был заместителем председателя).

В конце 40—50-х гг. Хачатурян писал музыку к фильмам («Отелло», 1956, и др.), драматическим спектаклям, поставленным в различных московских театрах. В 1954 создал балет «Спартак» (поставлен в Большом театре в 1958). В августе 1950 в саду «Эрмитаж» Хачатурян впервые продирижировал своим авторским концертом. С 1950 Хачатурян вёл педагогическую деятельность, с 1951 профессор Московской консерватории и Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1957—78 секретарь Союза композиторов СССР. Последними крупными сочинениями Хачатуряна были три сонаты для виолончели (1974), скрипки (1975), альта (1976). Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971).По приезде в Москву Хачатурян жил у брата в Староконюшенном переулке, затем — в квартирах Дома композиторов.

На 3-й Миусской, 4/6, и в Брюсовом переулке, 8/10, корп. 2. Похоронен в пантеоне г. Еревана. Именем Хачатуряна названа улица в районе Отрадного.Литература. Шнеерсон Г., А. Хачатурян, М., 1958. Хубов Г., А. Хачатурян, М., 1962. Тигранов Г., А.И. Хачатурян, М., 1987. Юзефович В., А. Хачатурян, М., 1990..

Значения в других словарях
Харламов Валерий Борисович

(1948, Москва — 1981), спортсмен, заслуженный мастер спорта (1969). Жил в Тушине. С 14 лет занимался хоккеем в детско-юношеской спортивной школе ЦСКА, в 19 лет принят в команду ЦСКА. С 1968 выступал в тройке нападения с В.В. Петровым и Б.П. Михайловым, вошедшей в историю мирового хоккея. Обладал филигранной техникой владения шайбой, отточенным мастерством катания на коньках и маневрирования на площадке, удивительной быстротой и ловкостью. Большинство матчей команды ЦСКА проходили с аншлагом — мо..

Хачатуров Тигран Сергеевич

(1906, Москва — 1989, там же), экономист, академик АН СССР (1966). Родился в семье адвоката. В 1926 окончил МГУ. Вёл педагогическую деятельность в различных вузах Москвы. В 30-х гг. Занимался проблемами, связанными с экономикой железнодорожного транспорта, итогом исследований в этой области стала монография «Размещение транспорта в капиталистических странах и в СССР» (1939). Во время Великой Отечественной войны участвовал в работе по обеспечению перевозок оборонных и народно-хозяйственных грузов..

Хвилка

См. Хилка.. ..

Хенкин Владимир Яковлевич

(1883, Харьков — 1953, Москва), актёр, народный артист РСФСР (1946). На сцене с 1902 (Феодосия). В 1908 был приглашён в московский театр «Буфф». В 1911 начал выступать на эстраде. Исполнял куплеты, читал рассказы, имитировал известных актёров. Для Хенкина были характерны тонкое чувство комического, острая наблюдательность, умение создать яркие мимолётные зарисовки. В 1919—21 руководил Театром политотдела Кавказского фронта, затем театром «Палас» и «Вольным театром» в Москве. С 1923 снова выступа..

Дополнительный поиск Хачатурян Арам Ильич Хачатурян Арам Ильич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хачатурян Арам Ильич" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хачатурян Арам Ильич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 20 символа