Юон Константин Фёдорович

186

(1875, Москва — 1958, там же), живописец, народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств СССР (1947), первый секретарь правления СХ СССР (1956—58). Учился в МУЖВЗ (1892—98) у К.А. Савицкого, А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, в 1898—1900 работал в мастерской В.А. Серова. В 1900—17 преподавал в собственной студии, среди учеников — А.В. Куприн, В.А. Фаворский, В.И. Мухина, братья Веснины, Н.Д. Колли. В 1952—55 профессор МХИ. Один из организаторов Союза русских художников (1903). В 1948—50 директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР. Живо интересовался историей Москвы, на заседаниях общества «Старая Москва» встречался с И.Е. Забелиным, А.М. Васнецовым.

Юон создавал солнечные, мажорные по эмоциональному строю произведения, соединяющие характерные мотивы старого города с лирическим образом природы («У стен Новодевичьего монастыря весной», акварель, 1900, ГТГ). В ранний период творчества Юон тонко воспроизвёл в своих картинах особую непринуждённость московского жизненного уклада, острохарактерные сцены ночной Москвы («Ночь. Пивная на Смоленском рынке», частное собрание, 1908. «Тройка у Старого Яра. Зима», частное собрание, «Ночь. Тверской бульвар», ГТГ, обе — 1909, все — акварель, белила, карандаш). Особенно художника увлекали декоративная цветная красочность и живописность древних архитектурных памятников, которую он раскрывал в органичном единстве с пестротой, разнообразием, сложной ритмикой современной ему городской жизни («Москворецкий мост.

Зима», 1911, «Лубянская площадь. Зимой», «Вербный базар на Красной площади», обе — 1916. Все — акварель, белила, в ГТГ). В 1940-х гг. Воссоздал в своих картинах яркий облик старых городских праздников и обычаев («Кормление голубей на Красной площади», 1946, Челябинская картинная галерея. «Гулянье на Девичьем поле», 1947, ГТГ), в серии акварелей запечатлел облик ныне утраченных или сильно изменившихся мест старой Москвы («Варварские ворота», «Памятник Ивану Фёдорову на фоне Китайгородской стены в Театральном проезде», обе — 1944, ГТГ). Очевидец многих исторических событий в жизни Москвы, художник убедительно передал их особую драматическую атмосферу («Парад на Красной площади 7 ноября 1941», 1943, ГТГ), одним из первых среди московских живописцев создал образ заводских районов города («Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ).

В 1950-х гг. Писал интерьеры Останкинского дворца-музея, воспроизводя форму, цвет архитектурной детали, декоративную отделку, предметы внутреннего убранства и в то же время придавая внутреннему облику помещений воздушность, солнечность, особую эмоциональную жизненность («Концертный зал Останкинского дворца», 1956, Останкинский дворец-музей). Тонкое понимание древнерусской архитектуры, внимательное изучение быта московского купечества и дворянства позволили Юону в его многочисленных работах в области театральной декорации соединить историческую достоверность с образной выразительностью. Его эскизы оформления исторических спектаклей носят характер законченных исторических картин («Грановитая палата в Кремле», «Новодевичий монастырь» к опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского для «Русских сезонов» С.П. Дягилева в Париже, 1913—14, ныне в Театральном музее имени А.А. Бахрушина в Москве.

«Красная площадь. Рассвет», «Стрелецкая слобода», «У Спасских ворот» к опере «Хованщина» Мусоргского в Большом театре, 1940, ныне в ГТГ). С 1918 Юон — художник Малого театра (в 1945—47 главный художник). В оформлении пьес А.Н. Островского широко использовал виды Замоскворечья («Сердце не камень», 1920—21). Оформлял спектакли «Ревизор» Н.В. Гоголя (1920), «Егор Булычов и другие» М. Горького (1933—34). Государственная премия СССР (1943). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил и работал Юон (улица Земляной вал, 14—16), — мемориальная доска.Сочинения. Москва в моем творчестве, М., 1958. Об искусстве, т. 1—2, М., 1959..

Значения в других словарях
Южный Порт

См. В статье речные порты.. ..

Южный Речной Вокзал

Расположен на левом берегу Нагатинской поймы, в месте спрямления русла Москвы-реки, вблизи Южного речного порта и станции метро «Коломенская». Построен в 1985 (архитектор А.М. Рухлядев) взамен временного здания, находившегося на противоположном берегу с 1972 на дебаркадере. Двухэтажное здание вокзала выполнено из железобетонных конструкций и стекла, вытянуто вдоль берега, украшено башней со шпилем. Южный речной вокзал наряду с Северным речным вокзалом — речные ворота столицы.Л.Ч.. ..

Юргенсон Пётр Иванович

(1836, Ревель — 1903, Москва), музыкальный деятель, основатель крупнейшей в России нотоиздательской фирмы. Из семьи шкипера рыбачьего судна. В молодости работал приказчиком в петербургских музыкальных магазинах Ф. Стелловского и А. Битнера. В 1859 стал заведующим нотным отделом музыкальной фирмы братьев Шильдбахов в Москве. С начала 1860-х гг. Близкий друг Н.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского (который был крёстным отцом сына Юргенсона — Бориса) и член группировавшегося вокруг них кружка московских..

Юрий Данилович

(конец 70-х — начало 80-х гг. XIII в. — 1325), князь московский (с 1303), старший сын Даниила Александровича. Присоединил к московским владениям Можайск, Переяславль (1304), «тое же зимы . Князя Константина убил Рязанского» и присоединил Коломну. Вёл борьбу с Тверью, главным соперником был князь Михаил Ярославич, получивший в Орде ярлык на великое княжение. В 1307 Михаил Ярославич приходил «ратию к Москве», но безуспешно. 25 августа 1308 произошёл бой у самых стен Москвы, но тверичи вынуждены бы..

Дополнительный поиск Юон Константин Фёдорович Юон Константин Фёдорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Юон Константин Фёдорович" в словаре Энциклопедия Москвы, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юон Константин Фёдорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 24 символа