ПТ-76

121

В 30-е годы основу бронесил почти всех армий мира составляли легкие танки. Однако в середине второй мировой войны их постепенно стали снимать с производства, а в войсках заменять средними. Дело в том, что вооружение и защита легких танков перестали отвечать условиям боевых действий, а попытки усилить то и другое неизбежно вели к увеличению массы, то есть к переходу в другую весовую категорию—средних танков. Но после войны, даже на фоне появления ядерного оружия, развития боевой техники, выяснилось, что для разведки, охранения, поддержки воздушных и морских десантов средние танки применять не всегда целесообразно, а то и просто невозможно. Поэтому в конце 40-х годов в некоторых странах вновь начали проектировать легкие танки нового поколения, в том числе способные вплавь преодолевать водные преграды.

Разрабатывались такие машины и в нашей стране. В 1950 году на базе серийного артиллерийского тягача М-2 создали танк К-90. Сварному корпусу, защищенному 15-мм броней, придали удобообтекаемую водой форму, причем борта в верхней части имели обратный наклон, чтобы сделать К-90 остойчивее и лучше разместить коническую башню. В ней установили мощное для 10-тонной машины вооружение —76-мм пушку ЛБ-70Т с боекомплектом в 40 снарядов и спаренный с нею 7,62-мм пулемет с 1 тыс. Патронов, которые обслуживали командир и заряжающий. Заметим, что боевое отделение находилось ближе к корме, а двухтактный дизельный двигатель ЯАЗ-204, главный фрикцион и коробку передач смонтировали впереди. Крутящий момент на задние ведущие колеса передавался через карданный вал, проходивший через боевое отделение.

Столь необычная компоновка объяснялась стремлением конструкторов добиться максимальной унификации танка с базовой машиной. Заметим, в последующем подобный подход к созданию новой техники не применялся. Ходовая часть К -90, как и М-2, имела по пять однорядных обрезиненных опорных катков с торсионной подвеской и три поддерживающих катка на борт. Направляющие колеса были взаимосвязаны с опорными катками. На плаву танк перемещался с помощью двух гребных винтов, размещенных в корме, в специальных нишах. Новый танк был прост в устройстве, мог передвигаться со скоростью до 43 км/ч по суше и 9,6 км/ч на воде и без дозаправки преодолевал не менее 250 км. Однако в целом его боевые качества оказались недостаточно высокими.

Отрицательно сказались малый запас плавучести, неважные условия, в которых находился экипаж, быстрый износ зубчатых венцов ведущих колес. Все это привело к тому, что совершенствование и доработку К-90 и созданного на его основе бронетранспортера К-78 прекратили. На вооружение же приняли ПТ-76, разработанный в 1949—1951 годах под руководством Ж. Котина. Вот, кстати, как это произошло. — Я напомнил адмиралу Н. Кузнецову (командующему ВМС СССР.— С. Г.) о том, что плавающие танки ПТ-76 успешно прошли испытания, что заключительные акты я, как председатель приемочной комиссии, послал почти год назад, а решения все еще нет,— вспоминал генерал-лейтенант в отставке Г. Кудрявцев.— «Обязательно продемонстрируйте их в действии!» — ответил Кузнецов и напомнил, что для этого у меня есть всего лишь сутки.

Когда высокие гости, среди которых был Н. Хрущев, направились к пирсу, я рассказал им о новых танках. «Сколько времени нужно, чтобы посмотреть на них?» — спросил Хрущев. «Не больше 20 минут!» — ответил я, и по моему сигналу несколько ПТ-76 один за другим выскочили из леса и с ходу стали прыгать с обрыва в воду. Тут мы получили «добро» на их запуск в серийное производство...» Новая машина имела классическую компоновку. В сварном корпусе простой и рациональной формы с максимальной толщиной брони 1 3 мм впереди было отделение управления, в центре — боевое, двигатель, силовая передача и водоходный движитель располагались в корме. Чтобы носовая часть не зарывалась в воду, впереди установили откидной волноотражающий щиток.

В конической башне находилась 76-мм пушка Д-56Т с телескопическим прицелом и боекомплектом в 40 выстрелов, частично размещенным и на вращающемся полу башни, а также спаренный пулемет СГМТ, которые обслуживали два танкиста. Реактивный дульный тормоз, эффективно гасивший силу отдачи, позволял экипажу вести огонь при движении на воде. Шестицилиндровый двигатель В-6 установили продольно и через главный фрикцион соединили с пятискоростной коробкой передач, заимствованной у Т-34. В шестиопорной ходовой части первые и последние узлы торсионной подвески оснастили гидравлическими амортизаторами, причем пустотелые опорные катки создавали дополнительный запас плавучести. На ПТ-76 впервые в мире применили гидрореактивный водометный движитель.

Воду в него забирали через два прикрытых решетками отверстия под днищем. Частично или полностью перекрывая выпускные патрубки в корме, водитель направлял поток в трубы заднего хода, а при развороте — в боковые. В ходе производства ПТ-76 трижды модернизировали. Например, реактивный дульный тормоз заменили активным, ввели эжекционное устройство для продувки ствола, приборы ночного видения, гирополукомпас, другие новинки. Так, на ПТ-76Б, выпущенном в 1962 году, установили двухплоскостной стабилизатор вооружения и систему защиты от оружия массового поражения и дополнительный топливный бак. Неизбежное при модификации увеличение массы заставило конструкторов изменить форму корпуса, сделав его на 130 мм выше, а крыше моторно-трансмиссионного отделения придать обратный уклон, чтобы с нее быстрее сходила вода.

Специально для частей морской пехоты создали ПТ-76М, у которого борта в верхней части были выпуклыми, чтобы улучшить мореходность машины. Однако существенных преимуществ «морской» танк не получил, а производство двух равноценных моделей было нецелесообразно, поэтому морской пехоте передали ПТ-76 с некоторыми изменениями — в частности на трубе вентилятора поставили насадку, предохранявшую ее от заливания. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, созданного через 5 лет БТР-50ПК, командно-штабного БТР-50ПУ и пусковой установки. Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Т-60, прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85мм пушкой, а корпус выполнили более высоким.

Еще раньше, в 1955 году, американская морская пехота получила 38-тонный танк LVTH-6. Его создатели посчитали главным мореходность, и машина вышла очень большой, при этом чрезмерная длина и не совсем удачная ходовая часть делали ее неповоротливой. Добавим, что мощная 105-мм гаубица не годилась для борьбы с маневренными целями. Эти недостатки, выявившиеся во время вьетнамской войны, решили судьбу американского танка. Шведы, учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили удачный 15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом. 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резинометаллических гусениц, чья верхняя часть была заключена в гидродинамический кожух.

В наши дни только наш ПТ-76, китайский Т-60 и шведский IKV-91 способны с ходу, без подготовки и дополнительных приспособлений, преодолевать водные преграды.1 – ствол пушки, 2 – пулемет, 3 – башня танка, 4 – боеукладка (снаряды к пушке), 5 – перископический прибор наблюдения заряжающего, 6 – казенная часть пушки, 7 – телескопический прицел, 8 – контроллер электропривода поворота башни, 9 – крышка люка башни, 10 – сиденье командира танка, 11 – командирская башенка, 12 – топливный бак, 13 – масляный бак, 14 – двигатель танка, 15 – корпус водяного насоса водометного движителя, 16 – водопроточная труба, 17 – труба заднего хода, 18 – редуктор привода водяного насоса, 19 – кормовой патрубок водометного движителя, 20 – заслонка кормового патрубка, обеспечивающая управление танком на плаву,21 – привод заслонки кормового патрубка, 22 – водяной радиатор, 23 – масляный радиатор, 24 – коробка передач, 25 – ведущее колесо, 26 – бортовой фрикцион, 27 – гусеница, 28 – картер привода рабочего колеса водяного насоса, 29 – рабочее колесо водяного насоса, 30 – приемный патрубок водометного движителя, 31 – входная решетка приемного патрубка, 32 – опорные катки, 33 – вращающийся пол боевого отделения танка, 34 – люк запасного выхода, 35 – тяги управления бортовыми фрикционами, 36 – направляющее колесо, 37 – рычаг управления левой заслонкой водометного движителя, 38 – рычаг управления фрикционом и тормозом левого бота, 39 – сиденье водителя танка, 40 – рычаг переключения скоростей, 41 – люк механика-водителя, 42 – аккумуляторные батареи, 43 – подъемный волноотражательный щит, 44 – броневой корпус танка.Библиография.

Значения в других словарях
Психологическая совместимость

в авиации — характеристика отношений между членами лётных экипажей, групп руководства полётами и т. П., проявляющихся в удовлетворённости межличностным общением и в согласованном взаимодействии. В авиации фактор совместимости («сплочённости», «слётанности») имеет важное значение. Различают психо-физиологическую совместимость — согласованность особенностей темперамента, психомоторных реакций и т. П., собственно психологическую совместимость — согласованность характеров, мотивов поведения. Социал..

ПТ-1

АВТОР ЭТИХ ВОСПОМИНАНИЙ - ИЗВЕСТНЫЙ КОНСТРУКТОР НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ АСТРОВ, ПОЛВЕКА ПРОРАБОТАВШИЙ В ТАНКОСТРОЕНИИ, ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, ДОКТОР ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ И ТЕХНИКИ РСФСР, ПОД ЕГО РУКОВОДСТВОМ СОЗДАНО 26 ГУСЕНИЧНЫХ И КОЛЕСНЫХ МАШИН, С КОТОРЫМИ СВЯЗАНЫ МНОГИЕ СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ И ЛЕГКИЕ ТАНКИ Т-38, Т-40, Т-60, Т-70. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСТРОВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС, ПОСКОЛЬКУ, ПО ЕГО СОБСТВЕННЫМ СЛОВАМ, ОН ВСЮ ..

Пуансон

1) в металлообработке – одна из основных деталей инструмента (штампа), используемого при штамповке и прессовании металлов и пластмасс. При штамповке пуансон непосредственно давит на заготовку, находящуюся на другой части штампа – матрице. При прессовании – передаёт давление через пресс-шайбу на заготовку, выдавливаемую через матрицу. Пуансон для холодных процессов изготовляют из высокопрочных сталей повышенной прокаливаемости, для горячих – из износостойких сталей с повышенной прочностью при де..

Пугачев Виктор Георгиевич

(р. 1948) — советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1988). После окончания Ейского военно-воздушного авиационного училища лётчиков имени В. М. Комарова (1970) лётчик-инструктор, командир звена (до 1977). Закончил Школу лётчиков-испытателей Министерство авиационной промышленности (1978), Московский авиационный институт (1980). В 1978—1980 лётчик-испытатель ЛИИ, затем в опытном конструкторском бюро имени П. О. Сухого. Испытал более 50 типов машин, включая опытные и экспериментальные..

Дополнительный поиск ПТ-76 ПТ-76

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "ПТ-76" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением ПТ-76, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа