СУ-14

221

"Триплексы" СУ-14 17 сентября 1931 г. Спецмаштресту было дано задание разработать средства механизации артиллерии большой и особой мощности. В частности, предлагалось до 1 мая 1932 г. Представить Артуправлению проекты шасси "самоходного корпусного триплекса", состоящего из 107-мм пушки обр. 1910/30 гг., 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. И 203-мм мортиры обр. 1930 г., а также "триплекса Тяжелой Артиллерии Особого Назначения (ТАОН)", вооруженного 152-мм (или 1 30-мм) пушкой, 203-мм гаубицей обр. 1929/31 гг. И 305-мм мортирой. Эскизные проекты были рассмотрены в июле 1932 г. И в целом одобрены. Для "корпусного триплекса" решили использовать удлиненное шасси среднего танка Т-24, а для "триплекса ТАОН" - специальное шасси, включающее узлы создававшегося в то время тяжелого танка.

Но изготовление "корпусного триплекса" было отложено на два года, а для "триплекса ТАОН" не нашлось вооружения, так как ни 152-мм пушки большой мощности, ни 305-мм мортиры еще не было. На проработку был подан лишь гаубичный вариант "триплекса", вооруженного 203-мм орудием Б-4. В 1933 г. На опытном заводе Спецмаштреста под руководством П.И.Сячинтова началось проектирование и изготовление самоходной установки для "триплекса ТАОН" (вскоре получившего индекс СУ-14) по схеме, предложенной. Военной академии моторизации и механизации. Первое шасси было готово в мае 1934 г., но из-за поломок трансмиссии, которую заимствовали от среднего танка Т-28, его доводка продлилась до конца июля 1934 г. В ходе заводской обкатки на шасси установили ствол орудия Б-4 "малой мощности", с которым оно и отправилось на Научно-испытательный артиллерийский полигон (НИАП) для проведения стрельб.

Но во время доставки шасси было испорчено. Треснуло несколько траков, возникли шумы в коробке передач, перегревался двигатель, и поэтому испытательный пробег на 250 км отменили. Стрельбы же прошли довольно гладко, хотя при выстрелах машина сильно раскачивалась и находиться на ее палубе (рабочая площадка САУ называлась именно так) было возможно, только крепко держась за поручни. Чрезмерно низкой оказалась скорострельность, так как тяжелые снаряды приходилось поднимать на палубу при помощи неудобных кранов-лебедок. Ненадежной была и конструкция сдвижного пола-люка, который в ходе испытаний сломался. После исправления поломок САУ вновь прибыла на полигон. Теперь она имела усиленные гусеничные траки и улучшенную систему охлаждения.

Ствол орудия малой мощности был заменен на ствол большой мощности с лейнером. На этот раз испытания начались с обкатки. Но на тридцать четвертом километре сломалась коробка перемены передач. Во время испытаний выстрелы производили не только вдоль направления движения под большим углом возвышения, но и горизонтально, при крайних углах наведения, даже при поднятых сошниках. По результатам испытаний был составлен длинный перечень необходимых доработок СУ-14, который перечеркивал возможность принятия ее на вооружение в первоначальном виде, и 31 января 1935 г. Опытный завод Спецмаштреста получил задание на капитальную модернизацию СУ-14. Но модернизация, проведенная в феврале-марте, была половинчатой, так как коснулась лишь ходовой части и моторо-трансмиссионной группы (в доработанном варианте СУ-14 были применены КПП и главный фрикцион от танка Т-35), почти не затронув ее боевой части.

С 5 апреля по 24 августа 1935 г. Во время заводских испытаний модернизированный образец СУ-14 преодолел более 500 км в различных условиях, продемонстрировав неплохие ходовые качества. Однако вновь отмечались многочисленные недостатки. В частности, выяснилось, что через шаровые амбразуры, предназначенные для пулеметов ДТ, вести огонь невозможно, так же как невозможно быстро воспользоваться возимым боекомплектом (8 выстрелов), который находился под съемными крышками палубы, блокированными в походном положении телом орудия. Используя опыт, полученный при работе над СУ-14, конструкторский отдел Опытного завода разработал чертежи для постройки эталонного образца самоходной установки СУ-14-1, который был изготовлен в начале 1936 г.

Он имел улучшенную конструкцию КПП, главного фрикциона, тормозов и бортовых передач (ряд агрегатов заимствовались от танка Т-35). В стороны от кабины водителя были вынесены выхлопные трубы, усовершенствованы опорные сошники. Машина получила форсированный до 680 л.с. Двигатель М-17-1Т, который позволял "триплексу" массой 48 т развивать скорость до 31,5 км/ч. В ходовой части применили более толстые листы коренной рессоры и отказались от механизма выключения подвески на время стрельбы. Этот образец СУ-14-1 испытывался пробегом с апреля по сентябрь 1936 г. (пройдено около 800 км), а с 28 апреля по 29 ноября 1936 г. - многократной стрельбой на НИАПе. В конце ноября 1936 г. Для испытания пушечного варианта "триплекса" с Уралмашзавода и завода "Баррикады" были доставлены 152мм длинноствольные орудия У-30 и БР-2.

Перевооружение состоялось в конце 1936 г., а испытания машин, оснащенных пушками, состоялись в феврале 1937 г. И закончились успешно. Планом на 1937 г. Предусматривалось изготовление установочной серии из пяти машин СУ-14-Бр2 (со 152-мм орудием Бр-2), а с 1938 г. Предполагалось наладить их серийный выпуск. К лету 1939 г. Предусматривалось создание 280мм самоходной мортиры СУ-14-Бр5, но о гаубичном варианте СУ-14-Б4 не вспоминали, так как создатель гаубицы Б-4 Магдесиев, начальник КБ завода "Большевик", сломался на допросах и сознался в своей вредительской деятельности. Правда, вскоре был арестован и руководитель работ по СУ-14 П.И. Сячинтов, и с этой интересной боевой машиной случилось то же, что и с орудием Б-4.

Все работы по подготовке серийного производства САУ были остановлены, а два готовых образца были переданы на хранение военному складу N 37 в Москве. Вспомнили о них в декабре 1939 г. При штурме "линии Маннергейма". Красная Армия, столкнувшись с мощными современными укреплениями, остро ощутила потребность в бронированных артиллерийских установках крупных калибров. Постановлением Комитета Обороны СССР от 17 января 1940 г. "О спецзаданиях для нужд Действующей армии" заводу N 185 имени С.М. Кирова (бывшему Опытному заводу Спецмаштреста) поручалось "отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14". Предполагалось, что экранированные самоходки смогут свободно подходить к финским дотам на 1,5 - 2 км и расстреливать их прямой наводкой.

В конце января 1940 г. Машины прибыли из Москвы на завод, но работа затянулась - броневые листы с Ижорского завода начали поступать только в конце февраля. Экранировка машин была завершена лишь к 20 марта, когда боевые действия уже закончились. Самоходки, получившие дополнительную броню толщиной 30-50 мм, стали весить 64 т. 27 марта машины прошли обкатку на маршруте протяженностью в 26 км. Отмечалось, что "на 3-4 передаче скорость не превышает 20-22 км/ч., при движении по целине двигатель работает напряженно, развороты происходят тяжело". Из-за сильной перегрузки на опытном образце СУ-14 резиновые бандажи опорных катков заменили металлическими. В апреле 1940 СУ-14 и СУ-14-1 проходили испытания на НИАПе, а в июле в составе группы танков капитана П.Ф.Лебедева - в Киевском Особом военном округе.

В сентябре 1940 г. Обе машины передали на хранение НИБТПолигону. Осенью 1941 г., во время обороны Москвы, обе СУ-14, вместе с еще одной опытной САУ Т-100-Y в составе "Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения" использовались в районе ст. Кубинка для стрельбы с закрытых позиций по наступавшим немецким войскам. До сегодняшнего дня в Кубинке сохранилась бронированная СУ-14-1, вооруженная 152-мм пушкой Бр-2, а СУ-14 в 60-е годы была пущена в металлолом...СУ-14-Бр-2СУ-14-1 со 152-мм пушкой Бр-2СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4Библиография.

Значения в других словарях
СУ-100

См.1. Лучший вид артиллерии2. Самоходка-долгожитель Тактико-техническая характеристика Библиография. ..

СУ-122

СОВЕТСКАЯ ШТУРМОВАЯ ГАУБИЦА Один из первых проектов советской безбашенной боевой машины военного времени (фактически - САУ) на шасси Т-34 был выполнен конструкторами ЧКЗ и Уралмашзавода Н.Куриным и Г.Ксюниным при участии Н.Сидоренко в марте-мае 1942 г. Машина получила индекс У-34 и была примечательна тем, что отвечала главному требованию военного времени и эвакуации, а именно - была очень дешевой при сравнительно высоких боевых характеристиках. У-34 сохранила от среднего танка ходовую часть, ос..

СУ-152

КУРСКИЕ "ЗВЕРОБОИ" Обычно рассказ об истории самоходной артиллерийской установки (САУ) СУ-152 начинают с декабря 1942 года, когда конструкторское бюро Челябинского Кировского Завода (ЧКЗ) получило задание на ее разработку. Но этот факт является только логическим завершением целой последовательности событий, развернувшихся в самом начале сороковых годов ХХ столетия. Как известно, "зимняя" война между Советским Союзом и Финляндией выявила целый ряд пробелов в техническом оснащении Красной Армии. ..

СУ-152 "Акация"

Когда советские танки Т-34 и КВ в больших количествах стали поступать на фронт, гитлеровские вояки, наконец, осознали, что их так называемые "магистральные" танки T-III и T-IV (последний имел 30-мм бронирование и 75-ми короткоствольную пушку) не идут с ними ни в какое сравнение. Германская танковая промышленность в срочном порядке выпустила ряд танков и самоходных орудий с усиленней броней и мощным вооружением. Накануне Курской битвы, напутствуя свои войска, Гитлер заявил. "До сих пор достигн..

Дополнительный поиск СУ-14 СУ-14

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "СУ-14" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением СУ-14, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа