Живопись традиционная

206

К начальному периоду истории изобразительного искусства Японии относятся несколько дошедших до наших дней буддийских алтарных и стенных росписей, датируемых VII - началом VIII в. Наиболее ранняя из них - роспись алтаря Тамамуси в монастыре Хорюдзи (VII в.). На боковых стенках алтаря, покрытых черным лаком, красными, желтыми, зелеными растительными красками художник изобразил эпизоды из жизни Будды, сцены религиозных обрядов, а также фигуры бодхисаттв и других персонажей. В главном храме монастыря Хорюдзи - Кондо (Золотой зал) росписи на стенах выполнены как в большом размере (примерно три на два с половиной метра) - изображение сцен рая, так и в меньшем размере (примерно три на полтора метра) - изображение бодхисаттв, архатов, летящих апсар.

Современная роспись - результат восстановительных работ после пожара 1949 г. Росписи Хорюдзи обычно сравнивают с индийской живописью в пещерах Аджанты и отмечают их близость к китайскому искусству эпохи Тан (618–907). В сокровищнице Сёсоин монастыря Тодайдзи хранится несколько живописных изображений, сделанных в эпоху Нара (710–794). В лучших традициях танской живописи выполнена роспись на знамени, известная как "Суми-э босацу дзо" ("Бодхисаттва, сидящий на облаке"), а также на шестистворчатой ширме "Дзюка бидзин" ("Красавица под деревом"). Еще один вид живописного искусства эпохи Нара представляют свитки с текстами священных текстов буддизма, которые изготовлялись в монастырях "нарских школ". Прекрасный художественный образец этого искусства - иллюстрированная сутра "Э инга кё".

Над китайским текстом сутры изображены эпизоды из жизни будды Сакьямуни (хранится в коллекции Токийского университета изящных искусств и музыки). С начала IX в. Широкое распространение получили мандала (яп. Мандара) - важнейший элемент обрядовой и культовой практики буддийских сект Сингон и Тэндай. Мандалы изображают сложную структуру буддийского мироздания. Два подобных изображения находятся в храме Дзингодзи. "Мандала Мира Алмаза" ("Конгокай") и "Мандала Мира Чрева" ("Тайдзокай"), датируются 824–833 гг. Второй тип буддийской живописи, получивший развитие в 1Х–Х вв., - это изображение божеств - защитников веры. С этими божествами были связаны многие обряды, и их изображения стали самостоятельным объектом поклонения.

Божества-стражи изображались обычно в фантастическом и устрашающем облике полулюдей-получудовищ на фоне языков пламени. Они выступали как олицетворение потусторонних таинственных сил, во власти которых находится человек. Большинство из них при всей грозности облика и мистичности наделялись доброй властью. Наиболее известным в живописи этого времени является изображение божества Фудо Мё. После X в. Рост популярности амидаизма стал заметен в буддийском изобразительном искусстве. Появляется новый жанр храмовой живописи - изображения Будды Амиды. В окружении бодхисаттв Будда является верующим, чтобы спасти их после смерти и пригласить в свой рай. Сохранившиеся фрагменты подобной росписи "явления Амиды" можно увидеть в зале Хоодо (Феникса) монастыря Бёдоин (1053 г.).

Важным памятником, объявленным национальным сокровищем, считается триптих под названием "Амида сёдзю райгодзю" ("Сошествие Амиды и сопровождающих его бодхисаттв") - цветная роспись на шелке середины XII в., которая сейчас хранится в монастырском комплексе Коясан, префектура Вакаяма, а первоначально принадлежала монастырю Энрякудзи на г. Хиэй (Хиэйдзан). В середине эпохи Хэйан китайский стиль живописи (кара-э) начинает уступать место совершенно другому, самобытному стилю, известному как ямато-э. Подлинных образцов японской светской живописи IХ–Х вв. Не сохранилось, но имеются многочисленные свидетельства ее существования. Самые ранние изображения в этом стиле - росписи на ширмах и раздвижных перегородках.

На них, как правило, изображались картины четырех времен года, события по месяцам года и прославленные своей красотой места. В это же время появляется новая форма изображения - раскрашенные горизонтальные свитки живописи (эмакимоно), длина которых иногда превышала десять метров. Они иллюстрировали литературные произведения, объединяя рисунки и текст. Самый ранний образец свитка эмакимоно - "Гэндзи-моногатари эмаки" (раскрашенный свиток "Повести о Гэндзи") начала XII в., фрагменты которого дошли до наших дней. Свитки "Гэндзи-моногатари эмаки" приписывают художнику Фудзивара Такаёси, работавшему в первой половине ХII в. Изящный и уравновешенный стиль изображения получил название "онна-э", т.е. "живопись в женской манере".

"Живопись в мужской манере" ("отоко-э") процветала в конце XII в., отражая более популярный вид иллюстрированных ручных свитков. "Сигисан энги эмаки" ("Легенды горы Сиги") - очень ценный образец подобного свитка. Стоит упомянуть еще "Бан дайнагон эмаки" ("История придворного дайнагона Бан"), "Нэнтю гёдзи эмаки" ("Ежегодные ритуалы и церемонии"), который приписывают Токива Мицунага (выполнен около 1173 г.). Появляются ручные свитки с религиозными сюжетами - "Дзигоку-дзоси" ("Мир голодных духов") и др. В конце XII в. Возникла мода на портреты. Превосходные портреты вышли из-под кисти Фудзивара Таканобу. Наиболее известны портрет военного деятеля и чиновника Тайра Сигэмори (ХII в.) и портрет сёгуна Минамото-но Ёритомо (ХII в.).

Наряду с портретной живописью самое яркое явление - повествовательные свитки эмакимоно, сюжеты которых связаны с героическими эпопеями - гунки. Самый выдающийся памятник - "Хэйдзи-моногатари эмаки" (иллюстрации к "Повести о войне годов Хэйдзи"). Известны также свитки "Сказания о монгольском вторжении", "Жизнеописание святого Иппэна", "Чудеса святилища Касуга" и другие. В течение XIV в. Живопись на свитках, так популярная в предыдущие столетия, постепенно угасает и уступает место новому виду изобразительного искусства - живописи тушью (суми-э, или суйбокуга). Суми-э (или монохромная живопись), культивируемая в крупных дзэнских монастырях Камакура и Киото, была завезена из сунского (960–1279) и юаньского (1279–1368) Китая и очень ценилась дзэнскими художниками и их покровителями.

Более всего почиталась живопись китайских мастеров Му-ци (яп. Моккэй, работал ок. 1250 г.) и Лянь Кая (1140?–1210?). Дзэнские монахи-художники рисовали также портреты т.н. Тиндзо, например, портрет прославленного наставника Мусо Сосэки (1275–1351) выполнил его ученик Муто Сюи. Однако живопись тушью оставалась главнейшим занятием. В традиции суми-э важнейшими фигурами ранней дзэнской живописи были Као Нинга (начало XIV в.) и Мокуан Рэйэн (середина XIV в.). К концу XIV в. Монохромная пейзажная живопись стала основным и наиболее почитаемым в дзэнских монастырях (и в кругу их покровителей из клана Асикага в Киото) жанром изобразительного искусства. Минтё (1352–1431) и Дзёсэцу (начало XV в.) выработали основные формы пейзажного жанра.

В XV в. Тэнсё Сюбун (?–ок. 1460) и Сэссю Тоё (1420–1506) довели китайский монохромный пейзаж до адекватного "японского формата". В этом отношении особо примечателен пейзаж Сэссю, изображающий прославленную своей природной красотой местность в Японии - Аманохасидатэ (написан ок. 1501 г., хранится в Национальном музее Киото). Новый стиль живописи тушью возникает в последние годы правления сёгунов Асикага. Вне стен дзэнских монастырей создаются объединения живописцев - школы Ами и Кано. У истоков последней стояли художники Кано Масанобу (1434–1530) и его сын Кано Мотонобу (1476–1559). Хотя китайские сюжеты и живописная техника остаются в их арсенале, представители школы Кано вводят в свои работы и другие декоративные и пластические элементы.

В итоге школа Кано стала определять основную линию развития пейзажной живописи в последующие столетия. Школа Кано, которой оказывали покровительство Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и другие могущественные патроны, к концу XVI в. Доминировала в японском изобразительном искусстве, разработав грандиозный многоцветный стиль настенной живописи и росписи ширм. Кано Эйтоку (1543–1590) выполнял заказы Нобунага по внутреннему декору замка Адзути около озера Бива (сооружался в 1576–1579 гг., разрушен в 1582 г.) и Хидэёси по росписи дворца Дзюракудай в Киото (сооружен в 1587 г., разрушен в 1595 г.). Эйтоку считается первым среди живописцев, применившим значительное количество тонкого листового золота для декора больших стеновых плоскостей.

В начале эпохи Эдо (1600–1868) его ученик и приемный сын Кано Санраку (1559–1635) успешно продолжил работать в этом помпезном стиле. А к тому времени, когда внук Эйтоку Кано Танъю (1602–1674) смог стать достойным преемником деда и отца, школа Кано прочно утвердилась в роли официальной художественной школы сёгуната Токугава (1603–1868). В то же время некоторые художники, не принадлежащие к школе Кано, приспособили темы и стили китайской живописи для более декоративного и чувственного подхода к изображению. Среди них были Хасэгава Тохаку (1539–1610) и Кайхо Юсё (1533–1615). В другом жанре, восходящем к стилю ямато-э, работали художники школы Тоса. Небольшого размера работы часто иллюстрировали классические литературные произведения.

Традиция ямато-э породила и декоративный стиль живописи группы художников, которую обычно называют школой Римпа. Ведущие мастера этой группы - Таварая Сотацу (?–1643?) и Огата Корин (1658–1716) - брали классические сюжеты и приемы изображения, но претворяли их в совершенно новой, ярко декоративной манере. Их творчество явилось определенным символом изменившихся общественных вкусов в Эдо (совр. Токио) в XVII–XVIII вв. Жанровая живопись, фудзокуга, к концу XVI в. Обрела значительную популярность, вызвав к жизни стиль Укиё-э, т.е. "картины бренного мира". Темой укиё-э стала жизнь "веселых кварталов" и чайных домов в Эдо, а также других крупных центров городской культуры. Живопись укиё-э породила целую индустрию гравюры на дереве.

Конец эпохи Эдо отмечен эклектикой живописных стилей. Все заметней становилось влияние европейской живописи, что привело к появлению в конце XVI в. Т.н. Искусства намбан ("южных варваров"). Китайские и европейские новации в живописи просачивались через портовый город Нагасаки, где возникли т.н. Школа Нагасаки и живопись в европейском стиле. Ведущие художники этого периода - Маруяма Окё (1733–1795) и Мацумура Госюн (1752–1811), основатели школы Маруяма-Сидзё, а также Ито Дзякутю (1716–1810). Их творчество демонстрирует смешение японских, китайских и европейских элементов, сильно заметно возросшее внимание к натуралистическому изображению. Другой значительной тенденцией в поздний период Эдо стала "живопись литераторов" - бундзинга.

Принадлежащие к этому направлению мастера черпали вдохновение в творчестве художников-любителей интеллектуальной элиты Китая, которые, начиная с династии Юань, занимались живописью в т.н. Стиле южной живописи (яп. Нанга). Стиль нанга в XVIII в. Через Нагасаки проник в Японию - художники-иммигранты из Китая ввезли определенную культурную традицию, описание которой ранее можно было найти в многочисленных ксилографических изданиях в традиционных терминах китайской эстетики. Известным мастером живописи нанга был Ватанабэ Кадзан (1793–1841), ученый и общественный деятель начала Х1Х в. Первые художники бундзинга - Гион Нанкай (1677–1751), Сакаи Хякусэн (1697–1752) и Янагисава Кэн (1704–1758) - скорее имитировали, чем создавали новое.

Второе поколение - Икэно Тайга (1723–1776), способный наполнять свои китайские и японские пейзажи целой гаммой настроений, и Ёса Бусон (1716–1783), создававший удивительно проникновенные по своему лиризму работы. Среди значительных художников позднего периода бундзинга. Урагами Гёкудо (1745–1820), Окада Бэйсандзин (1744–1820), Таномура Тикудэн (1777–1835), Ямамото Байицу (1783–1856). Последним представителем школы бундзинга стал один из великих мастеров современной живописи Томиока Тэссай (1836–1924). Можно считать, что следующая эпоха Мэйдзи (1868–1912) стала завершением периода классической японской живописи и началом современного периода изобразительного искусства..

Значения в других словарях
Женщины

В Японии всегда имели свое четко оговоренное традициями и неписаными законами место. Семья и дети - вот основное поприще для японки. В деревне этим дело, конечно, не ограничивалось. Вместе с отцом, мужем, братом женщине с утра до ночи приходилось трудиться в поле, но там это вроде бы вписывалось в рамки внутрисемейной, почти домашней работы. В конце XIX - начале ХХ в. Развивающиеся в стране бурными темпами капиталистические отношения потребовали огромного количества дешевых и неквалифицированных..

Живопись современная

- см. Ёга и Нихонга.. ..

Замки

Стали интенсивно возводиться в период Адзути-Момояма (1568–1600), но и до этого времени имелись многочисленные укрепленные поместья крупных феодалов. Ранее большинство самураев и их сюзерены жили разрозненно в своих поместьях, где кроме сторожевой башни "ягура" да небольшого рва, окружавшего жилище, никаких других оборонительных сооружений они не строили. Но на случай затяжной оборонительной войны воздвигались укрепления на труднодоступных участках гор, где можно было обороняться от превосходящи..

Западная культура

Долгое время образ жизни в Японии формировался исключительно под влиянием более мощных и развитых культур Китая и Кореи. Время первого знакомства Европы с Японией - ХVI в. Но если для японцев мореходы с Запада мало чем отличались в принципиальном плане от купцов из Кореи и Китая, то для капитанов голландских, португальских, испанских, английских шхун, бригов и галионов Страна восходящего солнца (на европейских картах она значилась как Зипангу) была весьма желанной целью, куда более престижной, н..

Дополнительный поиск Живопись традиционная Живопись традиционная

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Живопись традиционная" в словаре Энциклопедия Японии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Живопись традиционная, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 21 символа