Кодзики

286

("Записи о деяниях древности") - крупнейший памятник древнеяпонской литературы, один из первых письменных памятников, основная священная книга синтоистского троекнижия, включающего в себя помимо "Кодзики" "Нихонги" ("Анналы Японии") и сгоревшие во время пожара в 645 г. "Кудзики" ("Записи о минувших делах"). Трудно однозначно определить жанр этого произведения, представляющего собой пример синкретизма древней литературы. Это и свод мифов и легенд, и собрание древних песен, и историческая хроника. Согласно предисловию, японский сказитель Хиэда-но Арэ истолковал, а придворный О-но Ясумаро (ум. В 723 г.) записал мифологический и героический эпос своего народа, пронизав его идеей непрерывности и божественного происхождения императорского рода.

Работа над "Кодзики" была завершена в 712 г. - в годы правления императрицы Гэммэй (707–715). Авторский список "Кодзики" не дошел до наших дней. Старейшим и наиболее полным вариантом из полностью сохранившихся списков всех свитков "Кодзики" является так называемая "Книга из Симпукудзи", получившая свое название в честь храма Симпукудзи в г. Нагоя, где она хранится. Создание этого варианта монахом Кэнъю относят к 1371–1372 гг. "Кодзики" состоит из трех свитков. Набольший интерес представляет первый свиток, который содержит основной цикл мифов, сказаний и вставленных в них стихотворений-песен. От космогонического мифа о возникновении Вселенной до мифов о богах-прародителях и перипетиях их взаимоотношений, о сотворении Земли - страны Ямато.

Здесь же помещены цикл о героических подвигах божественных предков и героев, а также повествования о деятельности их божественных потомков на Земле, здесь же говорится о появлении на свет отца легендарного вождя японского племени Ямато Камуямато Иварэ-хико (посмертное имя Дзимму), считающегося первым императором Японии. Второй свиток интересен прежде всего своими фольклорными материалами. Мифы постепенно переходят сначала в легендарную, а затем и реальную историю. От исторического предания о походе Камуямато Иварэ-хико до рассказа о конце правления вождя союза японских племен Хомуда-вакэ (посмертное имя Одзин) (начало V в.). Меньший интерес по сравнению с другими представляет третий свиток, в котором в сжатой форме излагаются главным образом сведения о правящей династии и некоторые исторические события, охватывающие период по 628 г.

Действие мифов, содержащихся в первом свитке, происходит на Равнине Высокого Неба - в обители богов, в стране Мрака - в преисподней и на земле, именуемой Тростниковой Равниной. Центральным считается миф о рождении богини солнца Аматэрасу и удалении ее в Небесный грот, отчего цикл получил название Солнечного. Широко известны также помещенные в "Кодзики" сказания о бесстрашном богатыре Яматотакэру, жившем, согласно традиционной хронологии, на рубеже 1 и II вв. Н.э. Сказания представляют собой несомненно более древний пласт японской словесности, нежели мифы. Расположение их в памятнике после мифов имело целью показать божественное происхождение страны и земных властителей, их преемственную связь с небесными богами.

Героические сказания проникнуты идеей создания единого централизованного государства. Сказания более, нежели мифы, связаны с реальной действительностью, с бытом. Весьма существенно, что они отразили действительные исторические события. Завоевательные походы древних с целью покорения иноплеменников, борьбу могущественной группы племени Ямато с другими кланами и с аборигенами за утверждение на Японских островах племенного вождя - тэнно. Сказания группируются вокруг нескольких районов. Существовали три центра, а следовательно, три различные группы племен, в разное время, разными путями пришедшие на Японские острова и обосновавшиеся на них. Это земля Идзумо (на западе острова Хонсю), земля Химука (в южной части острова Кюсю) и земля Ямато (побережье центральной части Хонсю).

Большое место отводится в "Кодзики" и жизнеописаниям императоров - тэнно, относящимся уже ко времени, когда межплеменная борьба закончилась и образовалось государство. В сказания включались многочисленные стихи. Пятистишия - танка и "длинные песни" - нагаута. Значение "Кодзики" в истории японской культуры было осознано не сразу. В течение более пятисот лет после его создания предпочтение отдавалось памятнику официальной японской историографии "Нихонги" (720 г.), написанному в духе китайских хроник, который благодаря авторитету классической китайской культуры и языка рассматривался как канонический..

Значения в других словарях
Когай

(буквально - "общественный вред") - понятие, получившее широкое распространение в Японии и означающее ухудшение состояния окружающей среды. Первые случаи отравления окружающей среды в Японии были отмечены вскоре после начала индустриализации периода Мэйдзи (1868–1912). В качестве примера можно упомянуть о скандале, вызванном попаданием в реку в префектуре Тотиги вредоносных отходов с медного рудника Асио. Это произошло в 1878 г. В японской прессе того времени можно отыскать упоминания о многочис..

Кода Рохан

(1867–1947) - писатель раннего романтизма, который выдвигал идеи раскрепощения человеческого духа, однако, будучи воспитанным в конфуцианских традициях, не смог полностью отойти от традиционных канонов. Поэтому в его произведениях продолжали проявляться древние классические формы и язык, порой доступные лишь представителям небольшой прослойки образованной интеллигенции. Среди лучших произведений писателя можно назвать роман "Пятиярусная пагода" (1891–1892). Суть его в том, что сила творческого в..

Кодо

- искусство благовоний, искусство эстетического отношения к запахам, отношения по законам красоты, насчитывает в Японии более тысячелетия. Еще в эпоху Хэйан (794–1185), которая отличалась высоким развитием придворной культуры, аристократы месяцами осваивали секреты соединения благовонных веществ для участия в специальных состязаниях на вечерах при императорском дворе. В кодо, как и в различных традиционных японских видах прикладных искусств, существуют различные школы и стили. В эпоху Хэйан в ис..

Козыревский

Иван Петрович (1680–1734) - известный путешественник, участник освоения Камчатки и открытия Курильских островов. Выходец из дворянского рода, он поступил на службу к царю Алексею Михайловичу и добровольно отправился в Сибирь. В 1711 г. Козыревскому и Анциферову власти поручили возглавить отряд казаков и камчадалов, который был направлен на Курильские острова для поиска путей в Японию. На весельных байдарках казаки взяли курс на мыс Лопатка - южную оконечность Камчатки, затем спустились еще южнее..

Дополнительный поиск Кодзики Кодзики

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кодзики" в словаре Энциклопедия Японии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кодзики, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа