Кэндо

138

- самурайское искусство владения мечом, называвшееся сначала кэндзюцу (техника меча), а затем кэндо (путь меча), зародилось приблизительно в Х–ХI вв. Оно значительно отличается от европейской и китайской манеры фехтования. Причина этого кроется не столько в особенностях японского оружия - самураи были вооружены двумя двуручными мечами - большим (катана), длиной примерно 100 см, и малым (вакидзаси), длиной около 60 см, сколько в принципах поведения в бою, порожденных дзэн-буддизмом и распространившихся на все боевые искусства Японии. Их суть можно было бы сформулировать двумя требованиями - не суетиться и не делать лишних движений. Поэтому в Японии схватка выглядела примерно так. Противники занимали исходную позицию с поднятым для удара мечом и ждали, когда у одного из них сдадут нервы и он откроется.

Разумеется, допускались провоцирующие и отвлекающие выпады, которые применялись для того, чтобы выявить излюбленные приемы противника и манеру ведения поединка, обусловленную школой, к которой тот принадлежал. При случае они позволяли и поразить противника. Такая схема поединка была характерной для 1700 существовавших в Японии школ кэндзюцу, которые тем не менее отличались друг от друга стойками и приемами. Одни школы отдавали предпочтение вертикальному положению меча и рубящим ударам, в других использовалось в основном горизонтальное положение и тычковые удары. Значительный вклад в кэндзюцу внес бродячий самурай Миямото Мусаси (1584–1645). За свою жизнь он победил в 60 поединках и умер своей смертью, что для профессионального воина было редкостью.

А свою первую крупную победу Мусаси одержал в возрасте 13 лет, сразив в поединке одного из искуснейших фехтовальщиков того времени и тем самым положив начало своей собственной школе фехтования. В ней огромное внимание уделялось дзэнским медитативным техникам. В поединках мастер кэндзюцу - кэнси - должен был одновременно атаковать не только меч противника, но и его психику. Вывести противника из душевного равновесия и нарушить его уверенность в собственных силах можно было взглядом, жестом или боевым кличем. Чтобы противостоять психологическому натиску, необходимо было сохранять хладнокровие и спокойствие за счет полной отрешенности (мусин). Достижение этого состояния обеспечивало победу и в схватке с несколькими противниками, даже если они нападали с разных сторон.

Обучение кэндзюцу на протяжении многих веков осуществлялось с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах, поэтому тренировки часто заканчивались травмами, увечьями и даже смертью. Миямото Мусаси одним из первых начал применять деревянную копию меча - боккэн, который вскоре стал распространенным учебным инструментом. Живший примерно в одно время с Мусаси мастер кэндзюцу Оно Тадакэ, из соображений безопасности позволявший своим ученикам использовать на занятиях шлем с забралом, нагрудник и защитные пластины, прикрывающие предплечья, изобрел меч из бамбука. В середине ХVIII в. Его преемник Наканиси Тюта усовершенствовал изобретение учителя - так появился сиаи - легкий меч из плотно перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос длиной 96–99 см и весом 1,36 кг.

После Реставрации Мэйдзи (1868) самураи лишились права на ношение меча. Однако кэндзюцу сохранилось под названием кэндо. Этот термин впервые был введен в употребление в начале ХVIII в. Мастерами школы Абэ-татэ-рю, обозначившими таким образом понимание (которое, несомненно, было и у такого выдающегося воина и философа, как Миямото Мусаси) искусства фехтования как пути (до) морального и физического совершенствования. С конца ХIХ в. Кэндо, утратившее чисто прикладное значение, трансформировалось в военно-спортивную систему самосовершенствования, в которой огромную роль играет ритуал. В 1928 г. Была создана Всеяпонская федерация кэндо. Сейчас занимающиеся кэндо изучают технику, включающую стойки (камаэ), синхронизацию движений рук и ног (субури), приемы атаки (какари) и защиты (укэ) и другие элементы, которые обычно отрабатываются с использованием деревянного меча боккэн.

Как и в других видах воинских искусств Японии, в кэндо большое внимание уделяется изучению формальных упражнений ката. Спортсмены сражаются на бамбуковых мечах сиаи, удары которых весьма болезненны, поэтому спаррингующие облачены в шлемы с сетчатой маской и щитками, прикрывающими горло, плечи и шею, а также нагрудник и перчатки. Побеждает выигравший два очка из трех возможных, присуждаемых за поражение трех опасных участков головы и правого или левого запястий, которые в момент касания бамбукового меча находятся не ниже уровня плеча, горла или двух определенных участков корпуса. Все движения в кэндо регламентированы до мельчайших деталей. Умение владеть настоящим мечом проверяется, разумеется, не в поединках, а в тестах тамэси-гири, в которых спортсмены рубят обычно толстый сноп соломы.

В старые добрые времена мастера кэндзюцу для проверки или демонстрации своего умения перерубали мечом подброшенный волос или летящую стрекозу. Особенно высоко ценилось умение нанести несколько ударов на одном или разных уровнях - разрубить, например, стоящую палку на четыре части. Но, разумеется, и в старину, и сейчас главной целью занятий кэндо было не столько обретение технических навыков, в том числе эффективного удара, сколько закалка духа, психики, обретение способности спокойно встречать жизненные трудности и молниеносно и точно реагировать в случае любой опасности..

Значения в других словарях
Кусуноки

Масасигэ (?–1336) - почитаемый в Японии полководец, родился в провинции Кавати (ныне это часть преф. Осака). Кусуноки был одним из самых деятельных участников Реставрации Кэмму (1333–1336). Он был назначен губернатором провинции Кавати. В 1335 г. Генерал Асикага Такаудзи предал императора, чтобы стать сёгуном. Масасигэ остался верен своему сюзерену. В июле 1336 г. В сражении при Минатогава, недалеко от нынешнего Кобе, войска Масасигэ вступили в бой с армией Асикага. После многочасовой битвы воен..

Кэгон

- школа раннего периода японского буддизма и одна из 6 "нарских школ". Школа Кэгон основана китайским монахом Даосюанем (702–760) и корейским монахом, известным в Японии как Синдзё (?– 742). Современная школа Кэгон с главным храмом Тодайдзи в Нара - малочисленная секта, в подчинении у которой еще около 60 храмов.. ..

Кэнон

(Canon inc.). В 1933 г. В токийском районе Роппонги возникла небольшая мастерская по производству точных оптических инструментов. Ее хозяин - Утида Митараи - решил наладить в Японии производство фотоаппаратов типа немецкой "лейки" и, видимо, будучи человеком набожным, понадеялся в этом на помощь богов. Помогли они ему или нет - точно неизвестно, но только выпущенная в 1934 г. Первая японская фотокамера получила название Kwanon в честь одноименной богини милосердия, чье изображение находилось в м..

Кюдо

- стрельба из лука. Из всех боевых искусств Японии, трансформировавшихся в середине ХХ в. В спортивные виды, кюдо в наибольшей мере сохранило свою первоначальную форму. Во времена своего возникновения, пришедшиеся на период монгольского нашествия на Японию, именно кюдо первым испытало на себе влияние дзэн-буддизма. Тогда была создана первая тренировочная школа по стрельбе из лука. Процедура тренировки в ней строилась таким образом, чтобы воспитывать духовную сторону личности воина. С тех пор и д..

Дополнительный поиск Кэндо Кэндо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кэндо" в словаре Энциклопедия Японии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кэндо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа