Суми-э

110

- монохромная живопись. Со времени своего зарождения в Китае на рубеже нашей эры и в течение всего последующего развития она основывалась на принципах философского мировосприятия, на акцентировании духовно-интеллектуальных и психофизических аспектов творческого процесса. Начальный этап становления японской монохромной живописи относится к середине XIII в., и он полностью определялся воздействием китайских чаньских художников-монахов. В дальнейшем японская живопись прошла свой путь развития, обретя собственный национальный характер и формы выражения. В японском языке существуют два равнозначных термина, обозначающих монохромную живопись. "суми-э" (картина тушью) и "суйбокуга" (картина водой и тушью), или чаще просто "бокуга" (картина тушью).

Глубоко заблуждается тот, кто думает, что тушь - просто черная краска, приготовленная из золы и клея, а тушевой рисунок - всего лишь черно-белая картинка. "На первый взгляд, небольшое количество туши на листе белой бумаги кажется простым и скучным, но по мере пристального всматривания оно трансформируется в образ природы - маленькую частицу этого мира, видимую вроде бы смутно, как в тумане, но частицу, которая может увести дух зрителя к величественному целому", - писал современный японский исследователь Нома Сэйроку. В зрелых монохромных произведениях достигается не только гармоничное единство безупречной художественной формы и философского осмысления, но и особое эмоциональное звучание, которое создается самой магией тушевой техники, передающей в линиях, штрихах, пятнах и размывах "дыхание вечности" и отражение личности художника.

Природа живописи тушью отличается подвижностью, текучестью, ритмичностью, и незаполненное пространство, как эхо, отзывается на одухотворенность линий, пятен, размывов, дымки, давая возможность ощутить "дыхание" вселенской Пустоты, из которой, как говорили древние, все приходит и в которую все уходит. Выразительные возможности туши очень многообразны и увлекательны. Тушь может быть "старой" и "новой", "влажной" и "сухой", "толстой" и "тонкой", "блестящей" и "тусклой". Различные пигментные добавки придают ей те или иные оттенки, и все это имеет огромное значение для конечного результата и должно учитываться художником. Ориентир на китайские образцы всегда был свойственен японской монохромной живописи. Однако удивительная способность японцев к виртуозной интерпретации заимствований приводила к тому, что образцы, приходившие с материка, постепенно преобразовывались в духе отечественных художественных тенденций.

В отличие от Китая, где живопись тушью вплоть до современности развивалась в едином русле общих законов и традиций, в Японии к ней обращались мастера разных школ и направлений, сумевшие существенно расширить художественный диапазон и арсенал выразительных средств суйбокуга. Так, в школах Кано (возникла в XV в.) и Сотацу-Корина (XVII в.), развивавших приемы национальной живописи ямато-э (возникла в Х в.), эффектно использованы декоративные возможности тушевого пятна и линии (свобода и широта мазка, композиционное использование пустого пространства и т.д.). Более того, Таварая Сотацу создал новую тушевую технику - "тарасикоми", заключающуюся в том, что поверх непросохшей туши накладывается еще слой, благодаря чему создается декоративно выразительная "переливчатая" живописная фактура.

Великолепные монохромные произведения оставили мастера разных живописных школ - от камерных образцов на свитках и альбомных листах до масштабных декоративных стенных росписей. Можно сказать, что с монохромной живописью так или иначе связана вся история японской живописи, начиная с конца XIII в..

Значения в других словарях
Суйбокуга

- см. Суми-э.. ..

Сукияки

- блюдо из тонких ломтиков мяса, обжаренных в растительном масле вместе с луком-пореем, тофу, грибами, китайской капустой, репчатым луком и другими добавками. Сукияки едят, макая в яичный желток и другие приправы.. ..

Сумитомо

(Sumitomo Corp.) - одна из старейших торгово-промышленных корпораций Японии. За свою четырехсотлетнюю историю она играла различную роль в японской экономике, переживала времена расцвета и кризисов, но сумела сохранить прочную финансовую базу и до сих пор остается одной из ведущих финансово-промышленных групп в современной Японии. История "Сумитомо" уходит своими корнями в XVI–XVII вв. Дом Сумитомо с самого начала своей предпринимательской деятельности был связан с горнорудной промышленностью, в ..

Сумитомо-Сакура Банк

В октябре 1999 г. Руководство банка "Сумитомо" (финансово-промышленная группа "Сумитомо") и банка "Сакура" (финансово-промышленная группа "Мицуи") достигли соглашения о стратегическом альянсе, основанном на полном слиянии. Определен срок для окончательного слияния двух структур - апрель 2002 г. Банк "Сумитомо" основан в 1912 г., на март 1999 г. Его общие активы составляли 51 531 млрд. Иен, количество региональных филиалов - 364, количество служащих - 14 995 человек. Банк "Сакура" был образован в..

Дополнительный поиск Суми-э Суми-э

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Суми-э" в словаре Энциклопедия Японии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суми-э, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа