Алеш

407

, Миколаш (Ales, Mikolas) 1852, Миротице, Южная Чехия — 1913, Прага. Чешский живописец и график. Учился в Академии художеств в Праге у А. М. Тренквальда и Я. Свертса (1869—1877). Член художественного объединения "Умелецка беседа" в Праге (с 1877). В 1877—1878 жил в Сухдоле близ Праги. В 1879 посетил Италию. Член Общества художников "Манес" (с 1887 — его председатель). Алеш — виднейший представитель "поколения Национального театра", мастеров, которые связали свое творчество со строительством и украшением первого отечественного театра в Праге (1868—1883). Участвуя в конкурсе на роспись театра (1879), получил первую премию за создание цикла Родина, предназначенного для четырнадцати люнетов фойе. Художнику не довелось самому осуществить свой проект, но сохранились картоны, исполненные углем (1878—1880, Прага.

Нац. Галерея). В монументальных по характеру и композиционному строю рисунках он воплотил образы легендарных героев чешской истории. В стилистике картонов ярко выявилось направление национального романтизма с его воспеванием героических деяний предков. Полукруглая форма люнетов определила лаконизм и своеобразную классичность общего решения, фигуры персонажей подчеркнуты четко выявленным контуром. Немногочисленные живописные произведения Алеша также посвящены историческим событиям своей страны. Гуситский лагерь и На могиле воина-гусита (оба — 1877, Прага, Нац. Галерея). Среди них и наиболее известная из его картин Встреча Йиржи из Подебрад с Матьяшем Корвином (1878, Прага, Нац. Галерея). В композиции полотна, в позах персонажей не без некоторой назидательной прямоты изображено противостояние победителя и побежденного — чешского и венгерского королей.

Монументальная фигура первого из них — Йиржи Подебрада, представителя гуситского движения, главенствует в композиции, всем своим обликом подчеркивая историческое величие и правоту дела, которому он служит. И, наоборот, король Матьяш, сидящий в углу, смущенно потупившись под взглядом торжествующего противника, буквально "загнан в угол". В дальнейшем Алеш отошел от живописи, переключив все внимание на графику. Он создал множество иллюстраций к народным песням, считая, что именно в этом виде искусства он будет более полезен своему народу. Его рисунки пером компонуются на листе бумаги вместе с поясняющим их текстом, вызывая в памяти декоративное решение старых иллюминованных рукописей. Графическая система Алеша-рисовальщика отличается остротой натурного видения окружающего мира, повседневных бытовых сцен.

В этих работах Алеш предвосхищает новые принципы иллюстрирования книги. Тягу к монументальному искусству мастер в определенной мере реализовал в создании картонов для сграффито и фресок, украшающих фасады различных зданий. Подобный декор, распространенный в Чехии в XVI—XVII вв., в 1880—1890-е вновь становится важной сферой творчества. Художник выполнял многочисленные заказы как для столичных, так и для провинциальных построек. В основном он создает картоны на исторические сюжеты. Его графическая манера не претерпевает значительных изменений, хотя меняется композиционное решение произведений. Если в цикле Родина художник изображал отдельные фигуры, то здесь перед ним стояла задача воспроизвести развернутое повествование, с участием множества персонажей.

Однако монументальность общего замысла никак не исключала четкости рисунка, ясности пластических образов. К сожалению, росписи выполняли другие мастера, подчас значительно огрублявшие оригиналы.Лит. Мичко М. Миколаш Алеш. Прага, 1952. Кишкин Л. С. М. Алеш и чешская культура. М., 1978. Mikolas Ales. Praha-Hluboka nad Vltavou, 1976..

Значения в других словарях
Айец

, Франческо (Hayez, Francesco) 1791, Венеция — 1882, Милан. Итальянский живописец, рисовальщик. В 1798—1801 обучался в Венеции у Ф. Маджотто, посещал галерею Фарсетти, изучая античную скульптуру, в 1803—1804 занимался в студии Л. Куерены, с 1806 — в венецианской Академии художеств у Т. Маттеини. Побывал во Флоренции, где изучал живопись мастеров Возрождения. В 1809, победив на конкурсе, едет в качестве пенсионера в Рим (до 1816). В 1812 картиной Лаокоон (Милан, галерея Брера) одерживает победу н..

Аквисти

, Луиджи (Acvisti, Luigi) 1745, Форли — (?), Милан. Итальянский скульптор. С 1779 работал в Риме, исполняя скульптурные работы для площади собора Св. Петра. Был привлечен архитектором Дж. Валадье к украшению церкви Сан Панталео (барочная композиция Св. Иосиф, Мария со святыми) и в палаццо Браски. Стукковые барельефы, статуи в нишах у лестницы, декор капеллы на первом этаже (1804). В 1798 по приказу генерала Бертье участвовал в украшении триумфальной арки на мосту Св. Ангела в честь республики во..

Алешински

, Пьер (Alechinsky, Pierre) Род. 1927, Брюссель. Бельгийский живописец и график. В 1944—1948 учился в брюссельской Высшей школе архитектуры и декоративных искусств по специальности книжной графики. В 1949 примкнул к созданному годом раньше интернациональному авангардному объединению "Кобра". Его абстрактная живопись периода "Кобры" отличается свободной динамикой красочных форм (Пересекая зеркало, 1951, Амстердам, музей Стеделейк). В 1951, когда группировка "Кобры" распалась, Алешински прибыл в П..

Алма-Тадема

, Лоренс (Alma-Tadema, Lawrence) 1836, близ Леувардена — 1912, Висбаден. Английский живописец голландского происхождения. Представитель салонного искусства викторианской эпохи. Учился в антверпенской Академии художеств (1852—1858). Затем стал учеником бельгийского художника Х. Лейса. С 1870 поселился в Лондоне. В 1873 получил английское гражданство, в 1879 стал членом Королевской академии художеств. Удостоен рыцарского звания (1899), а также награжден орденом "За заслуги" (1903). Первое произвед..

Дополнительный поиск Алеш Алеш

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Алеш" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Алеш, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 4 символа