Доменико Венециано

142

(Domenico Veneziano), полн. Имя Доменико ди Бартоломео (Domenico di Bartolommeo) Ок. 1410, Венеция — 1461, Флоренция. Итальянский живописец. Выходец из Венеции. Согласно документам, в 1437— 1438 работал в Перудже. Источники говорят о выполненных здесь фресках палаццо Бальони (не сохранились). С 1439 жил и работал преимущественно во Флоренции. С 1439 по 1445 документы фиксируют его работу над фресками церкви Сант Эджидио во Флоренции (не сохранились). В 1454 работал в Перудже над росписями палаццо деи Приори (не сохранились). Творческое наследие Доменико Венециано сохранилось фрагментарно и плохо документировано. С его именем можно с уверенностью связать немногим более десяти работ. Неясными остаются некоторые вопросы его творческого формирования, особенно возможность первоначального ученичества в Северной Италии.

Некоторые связи с североитальянским искусством прослеживаются только в двух ранних полотнах Мадонна с Младенцем (ок. 1432—1437, Сеттиньяно, вилла Татти. Ок. 1437—1439, Бухарест, Музей искусств), отчасти в Поклонении волхвов (ок. 1439—1441, Берлин, Гос. Музеи). Дошедшие до нас работы флорентийского периода — Алтарь Св. Лючии (ок. 1445—1447, Флоренция, галерея Уффици) с шестью пределлами, ныне хранящимися в музеях Европы и США, и фреска Иоанн Креститель и Франциск Ассизский (ок. 1450—1453, Флоренция, музей Санта Кроче) — свидетельствуют о том, что решающим для его творческого формирования было тесное соприкосновение с художественной жизнью Флоренции, традициями Мазаччо, работами фра Анджелико, фра Филиппо Липпи, скульптурой Донателло.

Восприняв у флорентийцев тяготение к большой форме, рациональной упорядоченности композиции, четкой организации пространства, он внес в стилистику флорентийской живописи гармоническую ясность мироощущения, холодноватое спокойствие, чувство соразмерности и единства различных по характеру мотивов. Наиболее полно это получило выражение в самой значительной из его работ — Алтаре Св. Лючии, где Доменико Венециано находит не только ставшую классической для XV в. Формулу композиции, изображающей Мадонну на троне со святыми, но и естественное, гармоническое единство архитектурной декорации с ее богатством и стройностью форм, резкой, почти патетической натурности облика Франциска Ассизского, Иоанна Крестителя и св.

Николая и нежности, чистоты облика Мадонны и св. Лючии. Столь же естественно и гармонично сочетание в одной из пределл алтаря (Иоанн Креститель в пустыне, ок. 1445—1447, Вашингтон, Нац. Галерея) антикизированного облика святого, изображенного вразрез с традициями в виде прекрасного обнаженного юноши, и условных каменистых, с острыми гранями, горок. По-видимому, знакомый с работами нидерландских мастеров, Доменико Венециано обогатил итальянскую живопись новой трактовкой света, заполняющего пространственную среду, объединяющего своей серебристостью легкие, чистые краски. Доменико Венециано открыл и самостоятельную эстетическую роль наполненной светом пространственной среды (пределла Благовещение, ок. 1445—1447, Кембридж, Музей Фитцуильям).

Значительное влияние художник оказал на формирование творческого облика своего ученика и помощника Пьеро делла Франческа.Лит. Wohl H. The Painting of Domenico Veneziano. A Study of Florentine Art in the Early Renessance. Oxford, 1980..

Значения в других словарях
Добсон

, Уильям (Dobson, William) 1610, Лондон — 1646, Лондон. Английский живописец, работавший в жанре портрета. О годах учения и становления известно мало. Очевидно, молодой Добсон был знаком с сэром Р. Пиком, торговцем картинами и гравюрами, благодаря которому получил возможность копировать полотна Тициана и Тинторетто. Вероятно, учился также у немецкого художника Ф. Клейна, управлявшего Мортлейкской шпалерной мастерской. Через своего учителя получил доступ к королевскому собранию живописи, где глав..

Доменикино

(Domenichino), наст. Имя Доменико Дзампьери (Domenico Zampieri) 1581, Болонья — 1641, Неаполь. Итальянский живописец. Мастер болонской школы. Учился у Д. Кальварта и Л. Карраччи. Испытал влияние Рафаэля, сотрудничал с А. Карраччи. Работал в Болонье, Риме и Неаполе. Среди живописцев болонской школы Доменикино в наибольшей степени ориентировался на мастеров Высокого Возрождения, что придает его работам, особенно ранним, выполненным в суховатой манере, некоторый налет архаизма (Мученичество св. Ан..

Домье

, Оноре (Daumier, Honore) 1808, Марсель — 1879, Вальмондуа, близ Парижа. Французский график, живописец, скульптор. Родился в семье стекольщика, писавшего стихи. С 1814 в Париже. Яркий художественный талант Домье проявился рано, и он начал в 1822 посещать мастерскую художника А. Ленуара, привившего ему любовь к античности, Рубенсу, Тициану. Однако Домье предпочитал заниматься самостоятельно в студии Сюиса и в Лувре, подрабатывая на жизнь в качестве рассыльного. Ок. 1828, научившись технике литогр..

Донателло

(Donatello), наст. Имя мастера Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donate di Niccolo di Betto Bardi) 1383/1386, Флоренция — 1466, Флоренция. Итальянский скульптор, один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения. Первые упоминания о Донателло относятся к 1404 и 1407, когда он работал в мастерской Гиберти. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. В 1425—1427 и 1457—1459 работал в Сиене,..

Дополнительный поиск Доменико Венециано Доменико Венециано

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Доменико Венециано" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Доменико Венециано, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 18 символа