Мемлинг
, Ганс (Memling, Hans) Ок. 1433, Залегенштадт, близ Майнца — 1494, Брюгге. Нидерландский живописец. Учился сначала на родине, в Германии (возможно, у Лохнера в Кёльне) с кон. 1450-х в Нидерландах, по-видимому, у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Оставался там до смерти последнего. С 1466 работал в Брюгге (с 1467 член гильдии живописцев, с 1468 — самый авторитетный художник города). В творчестве Мемлинга как бы синтезированы достижения его предшественников и современников, его зрелое искусство спокойно, гармонично, но не поражает феноменальными открытиями. Известнейшее раннее произведение Мемлинга — монументальный трехстворчатый алтарь Страшный Суд, заказанный одним из представителей банкирского дома Медичи в Брюгге (1466—1473, Гданьск, Поморский музей).
Композиция в центральной части близка к аналогичному алтарному образу Рогира ван дер Вейдена, созданному 20 годами ранее, но более многолюдна. Обнаженные тела грешников и праведников трактованы с большей пластической свободой, общее настроение сцены менее драматично. В дальнейшем творчестве мастера преобладают алтарные образы на Богородичную тему. Эти произведения оказались наиболее созвучными его дарованию. Мария с Младенцем в окружении ангелов и святых дев представлена и в Обручении св. Екатерины (1479, Брюгге, Музей Мемлинга), и в Триптихе Донна (ок. 1477—1480, Лондон, Нац. Галерея), и в Алтаре Св. Иоаннов (Вена, Музей истории искусства). Для этих работ характерны радостные переклички чистых, звонких красок, среди которых доминируют алые.
Глубинное пространство, построенное уже по всем законам перспективы, уравновешенная симметричная композиция. Грациозные удлиненные фигуры с замедленными плавными движениями. Порой ощущается знакомство художника с итальянским искусством (Алтарь Св. Иоаннов. Мария с Младенцем на троне, Флоренция, галерея Уффици). В последний период творчества все более обнаруживается склонность Мемлинга к обстоятельно-повествовательным решениям. Так, в композиции Семь радостей Девы Марии (1480, Мюнхен, Старая пинакотека) мастер развертывает в обширном горизонтальном пространстве, включающем и сельскую природу, и городские сооружения, множество эпизодов из жизни Девы Марии и Христа. Каждое событие искусно размещено в отдельной ячейке, отчлененной одна от другой то стенами построек, то холмами и скалами.
Художник проявляет замечательное мастерство миниатюриста, трактуя сцены, расположенные на дальнем плане, с такой же тщательностью и детализацией, что и первоплановые. Эта особенность таланта Мемлинга наиболее ярко сказалась в живописи Раки Св. Урсулы (1489, Брюгге, Музей Мемлинга). Небольшой дубовый ларец в виде готической капеллы украшен по сторонам несколькими композициями, повествующими о жизни и мученической кончине святой. Маленькие по размеру сценки выполнены поистине с ювелирной тонкостью. Следуя легенде, художник представляет св. Урсулу в окружении многочисленных девушек, изящно-стройные фигурки которых оживляют своим присутствием то стены каменных зданий, то палубу парусных кораблей, составляя звучный красочный акцент каждого эпизода.
Мемлинг писал и портреты, в том числе в виде диптихов-складней, на одной створке которого изображалась Мадонна, на другой — заказчик. Самый знаменитый из них Диптих Мартина ван Ньювенхове (1487, Брюгге, Музей Мемлинга). И здесь, и в других портретах модель передана с исключительной натурной достоверностью, но несколько прозаично. Художника в первую очередь интересует облик заказчика, его человеческая сущность, а не благочестивый духовный порыв.Лит. Герман М. Мемлинг. Л., 1983. Gorti M. L’opera completa di Memling. Milano, 1969. Friedlander M. J. Hans Memling and Gerard David. Leyden. Brussels, 1971..
Дополнительный поиск Мемлинг
На нашем сайте Вы найдете значение "Мемлинг" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мемлинг, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа