Тенгели
, Жан (Tinguely, Jean) 1925, Фрибур — 1991, Берн. Швейцарский скульптор, представитель направления кинетического искусства. В 1941—1945 учился в Школе прикладных искусств в Базеле. В 1952 приехал в Париж. Занимаясь абстрактной живописью, пришел к заключению, что поиск формальных комбинаций ничем не ограничен и не имеет единственно верного решения. Вытекающая отсюда идея динамической комбинаторики реализуется им в "нескончаемых картинах". В сер. 1950-х Тенгели создает серии рельефов по мотивам живописи Малевича, Кандинского и Арпа, где вырезанные из металла геометрические элементы приводятся в движение скрытым механизмом (Мета-Малевич, 1954, Базель, Музей Ж. Тенгели. Мета-Кандинский III, 1956, Швейцария, частное собрание.
SYN 3, 1956, Дюссельдорф, Художественный музей). Ироничные перепевы абстрактной живописи в формах кинетического коллажа сменяются пространственными конструкциями, в которых механизмы имитируют действия человека. Приплясывают, машут перьями и тряпичными лоскутами, убегают от зрителя, играют шариками, бьют тарелки, рисуют на бумаге (Мета-Матик № 8, 1959. Тотем IV, 1960, обе — Стокгольм, Музей современного искусства. Лотос, 1960. Балуба, 1961—1962, обе — Париж, Нац. Музей современного искусства. Ротозаза I, 1967, Париж, Нац. Музей современного искусства). Конструкции Тенгели движутся в замедленных прерывистых ритмах. Ровный ход механизмов прерывается внезапными остановками, толчками, откатами назад и сопровождается разнообразными звуками — скрежетом, шорохами, глухими ударами и щелчками.
Урча и задыхаясь, они усердно трудятся над нелепыми или ничтожными задачами, выполняют бесполезную работу, вовлекая в нее все подряд — бытовые предметы, детские игрушки, маски, обрывки растений, клочки тканей. Сизифов труд потешных машин наглядно представляет абсурдность технической цивилизации с ее порочным кругом гонки производства и потребления, угрожающей существованию жизни на Земле. В нач. 1960-х Тенгели провел ряд акций с саморазрушающимися машинами, самая известная из которых — Во славу Нью-Йорка, показанная перед зданием Музея современного искусства в Нью-Йорке (1960). Колоссальное нагромождение механических элементов и бытовых вещей при пуске моторов постепенно распадалось и заканчивалось пожаром.
Аутодафе машины моделировало грядущую мировую катастрофу, апокалиптический конец самоубийственной цивилизации. В 1960 Тенгели вступил в парижское объединение художников "Новый реализм", стремившихся к прямому диалогу с современной жизнью и ее реалиями. В период 1960—1970-х он выполняет серию фронтальных конструкций небольшой глубины, где движение разноцветных колес порождает впечатляющие эффекты, родственные приемам пластического театра (Реквием по мертвому листу, 1967, Франция, собрание фонда Рено. Мета-гармония II, 1979, Базель, Художественный музей). В фонтанах Тенгели хитроумная гидравлика одаривает новой жизнью обломки мертвых механизмов (фонтан перед Музеем Стеделийк в Амстердаме, 1968. Фонтан карнавала, 1977, Базель.
Фонтан Игоря Стравинского, 1983, Париж, близ Центра Помпиду. Фонтан Джо Сифферта, 1984, Фрибур, Большая площадь). В 1970 в сотрудничестве с Ники де Сен-Фаль и другими художниками им был начат долгосрочный проект — сложная конструкция в виде циклопической головы, сооруженная в лесу Мийи близ Парижа и разраставшаяся на протяжении многих лет. В 1980-х в творчестве Тенгели усиливаются мрачные интонации. Теме смерти посвящены трехчастные композиции, повторяющие схему алтарных триптихов (Cenodoxus <Алтарь Грюневальда>, 1981, Гос. Коллекция Швейцарии. Пойа, 1982—1984, Женева, собрание Барбье Мюллер. Пандемониум. Мета-гармония III, 1984, Таканава, Музей Сейбу. Пляска смерти <Менгеле>, 1986—1987, частное собрание.
Алтарь малых зверей, 1989, Фрибур, Историко-художественный музей). Искореженные в катастрофах остатки автомобилей, обугленные в пожарах механизмы дополняются лающими черепами животных. Некоторые инсталяции такого типа, выстроенные на обширных постаментах, разрастаются в трагикомические спектакли, где персонажи дергаются и приплясывают под шумы "конкретной музыки" (Ведьмы, или Белоснежка и семь гномов, 1985, частное собрание. Ад, 1984, частное собрание). Расширяя круг культурно-исторических ассоциаций, Тенгели создает серию Философов, в которой скрипящие механизмы иронически соотносятся с работой мозга, механикой мыслительных абстракций (Георг Вильгельм Гегель, 1988, Женева, собрание Эрик Франк. Герберт Маркузе, 1988, Дюссельдорф, собрание галереи Шмела).
В своих кинетических конструкциях Тенгели нашел метафорическую форму для выражения парадоксов технической цивилизации — одушевленность машины и механизация человеческого бытия, угроза гибели и падения в хаос, исходящая от сверхрациональной организации общества.Лит. Жан Тэнгли. Каталог выставки. Цюрих, 1990. Hulten P. Une magie plus forte que la mort. Paris, 1987. Conil Lacoste M. Tinguely. L’’energetique de l’insolence. Paris, 1989..
Дополнительный поиск Тенгели
На нашем сайте Вы найдете значение "Тенгели" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тенгели, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 7 символа