Штук

182

, Франц фон (Stuck, Franz von) 1866, Теттенвейзе, Нижняя Бавария — 1928, Мюнхен. Немецкий живописец, график. Мюнхенская школа. В 1881—1884 учился в Политехнической школе Мюнхена. В 1885 посещал классы мюнхенской Академии художеств, но в основном самоучка. Испытал влияние Бёклина и Ленбаха. Работал в Мюнхене. С 1895 преподавал в мюнхенской Академии художеств. Один из основателей (1892) и президент "Мюнхенского Сецессиона", который, как и возникшие позднее берлинский и венский, стал очагом германского модерна (югендстиля. От названия журнала Югенд, пропагандировавшего этот стиль с 1896). Писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты, создавал декоративные росписи, работал в скульптуре. Автор многих рисунков для немецких журналов и газет (Югендстиль, Пан, Летучий листок и др.), плакатов для выставок "Мюнхенского Сецессиона" (1892, 1897).

Крупнейшее собрание произведений художника находится в построенной им в 1890-е в стиле модерн вилле в Мюнхене (вилла Штука). Уже в ранних работах проявил себя как выразитель эстетических идей декаданса и тесно связанного с ним символизма. Полные меланхолического оцепенения аллегорические женские образы в полотнах Весна (кон. 1880-х, Дармштадт, Художественная галерея) и Невинность (1889, частное собрание) воплощают идею пробуждения чувства, томления человеческой души. Тема одиночества человека в окружающем мире, обуревающих его инстинктов, высших духовных первоначал, противостояния добра и зла выражена в аллегорической форме в картинах Медуза (1892, Мюнхен, Новая пинакотека), Люцифер (1890, София, Нац.

Галерея), Поцелуй сфинкса (1895, Будапешт, Музей изобразительных искусств), Страж рая (1898, Мюнхен, Новая пинакотека). Этими идеями эстетики декаданса руководствовались художники-символисты в своих произведениях. В символе, его многозначности видит художник главное условие искусства. Присущий этим полотнам оттенок мистицизма свидетельствует о влиянии живописи Бёклина. Порыв неосознанного человеческого чувства, пантеистического преклонения перед природой и одновременно ностальгия по культуре прошлого свойственны картинам Штука на сюжеты из античной мифологии (Борющиеся фавны, 1889, Мюнхен, Новая пинакотека. Летнее наслаждение, 1890, Мюнхен, вилла Штука. Вакханалия, 1905, Бремен, Кунстхалле). Миф сливается в них с индивидуальной фантазией художника.

Синтез идеального и чувственного начал, тяготеющий к эротизму, воплощают выступающие из темного фона фигуры "роковых женщин" в полотнах Грех (1893, Мюнхен, Новая пинакотека) и Саломея (1906, Мюнхен, Дом-музей Ленбаха). Характерная для эстетики декаданса рубежа XIX—XX вв. Тема разрушения, смерти получает развитие в полотнах Война (1889, Мюнхен, Новая пинакотека) и Дикая охота (1899, Париж, музей Орсе). Символические образы рождают в них чувство мистического возбуждения, что унаследуют немецкие экспрессионисты. В ранних произведениях художник уделял большое внимание передаче пластики фигур, натурному наблюдению при всей призрачности изображаемого им мира. В поздних работах (триптих Воздух. Земля. Огонь, 1913, Лондон, галерея Пикадилли) стихия живописной материи одерживает победу над формой, утрачивающей свою определенность.

Но одновременно в некоторых работах возрастает роль четкого и гибкого контура (триптих Танец, 1910-е, Мюнхен, вилла Штука), всегда игравшего значительную роль в живописи мастеров символизма и модерна. Чувство гармонии линии тонко передают и рисунки художника (Бремен, Кунстхалле), а также его известные плакаты для 1-й и 7-й выставок "Мюнхенского Сецессиона" с изображением Афины Паллады. Любовь к декоративному украшению своих произведений, рукотворности, характерной для мастеров модерна, проявилась в привычке художника изготовлять рамы для собственных полотен. В портретах Штука проявились его мастерство рисовальщика и живописца, а также некоторая салонность образов, идущая от Макарта и Ленбаха (Римлянка, частное собрание.

Автопортрет с женой, 1907, Мюнхен, вилла Штука. Жюлиана Дери, частное собрание). Унаследованная от романтиков мастерами символизма и модерна идея взаимопроникновения различных искусств получила воплощение в архитектурно-декоративном ансамбле особняка художника. В архитектуре и оформлении интерьера он выразил свое представление о преображении повседневной жизни посредством искусства. Для интерьера виллы им исполнены декоративные панно (Помпеянская стена, 1898) и бронзовые скульптуры (Атлет, Амазонка). Искусство Франца фон Штука, крупнейшего мастера немецкого югендстиля, было значительным явлением художественной жизни Германии рубежа XIX—XX вв. Его живопись оказала влияние на художников европейского модерна и экспрессионизма.Лит.

Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М., 1989. Meissner F. H. Franz von Stuck. Berlin, 1899. Nicodemi G. Franz von Stuck. Bergamo, 1936. Sailler A. Franz von Stuck. Munchen, 1969. Voss H. Franz von Stuck. Munchen, 1974..

Значения в других словарях
Штоскопф

, Себастьян (Stoskopff, Sebastian) 1597, Страсбург — 1657, Илштейн. Немецкий живописец. Видный мастер натюрморта XVII в. Родом из Эльзаса, граничащего с Фландрией, Германией, Францией, поэтому в его искусстве сказалось влияние художественных традиций этих школ. Как живописец сформировался в Рейнской области и во Фландрии, испытал также влияние Г. Флегеля, Я. Давидсона. Он был самобытным мастером, привнесшим в традиционный пышный и яркий барочный натюрморт ноты камерности, лиризма. Предметы в его..

Штосс

, Фейт (Stoss, Veit), в Польше — СТВОШ, Вит (Stwosz, Wit) Ок. 1447, Хорб, Швабия — 1533, Нюрнберг. Немецко-польский скульптор, живописец и гравер. Учился, вероятнее всего, в Нюрнберге, где и работал до 1477. В 1477—1496 — в Кракове, в 1496—1533 — в Нюрнберге. Главное произведение Штосса — грандиозный алтарь Мариацкого костела в Кракове (1477—1489). Им исполнены также алтарь Марии для церкви Спасителя монастыря кармелитов в Нюрнберге (1520—1523, ныне — в соборе Бамберга), группа Благовещение в це..

Шух

, Карл (Schuch, Karl) 1846, Вена — 1903, Вена. Австрийский живописец. Обучался в Академии художеств Вены (1865—1866) у пейзажиста Л. Халаушека. Работал в Мюнхене, где сблизился с В. Лейблем в 1870—1872 и пейзажистом В. Трюбнером. В 1868—1870 путешествовал по Италии. В 1872—1873 жил в Риме, Венеции. В 1882—1894 в Париже. Посетил также Бельгию, Голландию, озеро Хартензее (1873), Олевано в Италии (1875). Лето 1878, 1880—1881 провел в Австрии (во Фрезе, Швиловзее, Кенсдорфе) со своим другом и биогра..

Шэссак

, Гастон (Chaissac, Gaston) 1910, Аваллон — 1964, Ла-Рош-сюр-Йон. Французский художник, видный представитель т. Н. "грубого искусства" (art brut). От отца унаследовал профессию сапожника. В 1936 перебрался в Париж, где в следующем году встретился с немецким художником Отто Фройндлихом, который заметил его одаренность и оказывал поддержку в его занятиях искусством. Уже в 1938 при поддержке Фройндлиха прошла первая персональная выставка Шэссака, привлекшая внимание к талантливому самоучке. Обнаруж..

Дополнительный поиск Штук Штук

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Штук" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Штук, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 4 символа