Вивекананда Свами
(Нарендранатх Датта - 1863-1902) - один из основных мыслителей, идейных лидеров и миссионеров неоиндуизма. Род. В семье процветавшего адвоката (Вишванатха Датта) в Калькутте. В 1879-1884 изучает западноевропейскую философию в колледже (впоследствии встретится с П. Дойссеном, чьи идеи глубинного единства философии И. Канта, А. Шопенгауэра и Шанкары, а также "пропитанности этикой" монизма Упанишад будут ему импонировать), частично сближается с реформаторским движением в неоиндуизме "Брахма-самадж", в 1885 становится учеником знаменитого мистика и проповедника Рамакришны Парамахамсы (1836-1886) и лидером кружка его последователей, а затем принимает обет аскетизма (санньяса) и совершает паломничество по Индии (1890-1892).
В 1893 принимает участие в Парламенте религий в Чикаго, проповедуя религиозным либералам "всемирную истину" веданты и завоевывая первых зап. Последователей. В 1895 основывает Ведантийское общество в Нью-Йорке, в 1897 окончательно возвращается в Индию (миссионерские путешествия в Европу и Америку предпринимались еще в 1899-1900), где сразу же основывает Миссию Рамакришны (влиятельнейшая неоиндуистская организация до настоящего времени), а затем "обители" в Белуре и Альморе и выпускает ряд газет. Успех миссионерской проповеди В. Был обусловлен искусной апелляцией к самым различным типам реципиентов, которым следовало усвоить, что индуизм может удовлетворить все их возможные (в т.ч. И взаимоотрицающие) духовно-душевные потребности.
Учение В., обозначенное им как "Практическая веданта", - мистифицирующая иллюзия совместимости самой активной мирской деятельности со стремлением к мистическому воссоединению с Единым в духе адвайта-веданты. Помимо осовременивания веданты, В. Предпринял и осовременивание йоги, три традиционных направления которой (йога познания - джняна-йога, йога действия - карма-йога и йога преданности - бхакти- йога) трактуются им в применении к социально-политической доктрине (В. Сделал и комментированный англ. Пер. "Йога-сутр" Патанджали). Одна из основных тем проповеди В. - акцентировка якобы поверхностного характера различий между религиями и единства их внутреннего ядра. Однако, декларируя их глубинную равноистинность (что не мешало ему резко осуждать основоположения христианства), он настаивал на том, что именно веданта содержит ключ к уразумению их единства, или, по-другому, оказывается значительно "равнее" всех "одинаково равных".
Апеллятивность В. (указанные "логические зияния" в его рассуждениях практически не замечали) состояла в настойчивой проповеди божественности человека, экстатического антропоцентризма, который на деле лишь с очень большими оговорками можно было привести в соответствие с панэнтеизмом веданты. Ревизией адвайта-веданты, на верность которой В. Постоянно присягал, была и его трактовка Майи, которая становится у него почти положительной космической силой - равно как и карма претворяется у него в "способность и силу преобразования сложившегося". Традиционный ведантийский идеал индивидуального "освобождения" (мокша) посредством особой познавательно-медитативной практики В. Предложил заместить идеей "коллективного освобождения" и общества тех, кто способен достичь его при жизни (идея же грядущего "царства шудр" была явной калькой с современных ему социалистических идеалов).
Влияние В. На неоиндуизм было весьма велико. Его последователями не без основания считаются Б. Тилак, Р. Тагор, Ганди, Гхош, Радхакришнан.Практическая веданта. Избр. Работы. М., 1993. The Complete Works of Swami Vivekananda. Calcutta, 1964. Vol. 1-8. Костюченко B.C. Вивекананда. М., 1977.В.К. Шохин.
Дополнительный поиск Вивекананда Свами
На нашем сайте Вы найдете значение "Вивекананда Свами" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вивекананда Свами, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 17 символа